В центре

Вселенной

 

Пермитин А.В. О Гавятской и Тимшатской школах.

 

История родного края ч. 5                                             
                                                             Гавятская начальная школа.
   Закончился дошкольный период и подходило время идти в школу. Детских садиков в деревнях по всей Сюрве не было. Дети разных возрастов дружили друг с другом и вместе играли в детские игры. За нами присматривали соседские бабушки. Часто матери детей с 3-х летнего возраста брали с собой на работу. Летом после дождя бегали босиком по лужам. В жаркую погоду купались недалеко от деревни в омуте. Омут был мелкий. С нами купались дети старшего поколения. Зимой катались на санках и лыжах. Лето 1951 года было тёплым и даже временами довольно жарким. Лето я провёл вместе с Васей Меньшиковым. Вася жил у бабушки Агрофены. Бабушка Агрофена была строгая и ворчливая. Василий рос крепким и развитым мальчиком. После пожара в доме Агрофены, Василий уехал жить к матери в село Рождественское. Для меня это была большая утрата.
   Читать и писать до школы я не умел. Считать меня научила моя мать. Вот с такими знаниями я пошёл в школу. Год назад приходила к нам учительница и хотела зачислить меня в школу. Мне тогда было шесть лет и моя мать ей отказала. В деревне одногодки были Толька Деменев, сын Анастасии Петровны и Лёнька Деменев, сын Ольги Семёновны. Они были мои одноклассники. Утром 1-е сентября я, собравшись в школу, на листочке бумаги написал карандашом заглавную букву " А ". Других букв я не знал. За мной зашёл сосед Вася Черных, второгодник и мой одноклассник, и вместе с деревенскими мальчишками пошли в Гавятскую начальную школу. С нашей деревни Викулята в Гавятской школе учились с нами вместе Деменев Иван, Черемных Зоя и Вася Высотин. У Васи рано умерла мать,  а отец погиб на фронте. Васю воспитывала его бабушка Катя. В деревне его называли Вася Катин.
   Изначально Гавятская начальная школа располагалась на левом берегу реки Сюрвы в добротном деревянном здании. В здании школы была комната для жилья. В ней жила моя первая учительница начальных классов Беклемышева Анна Григорьевна. После объединения колхозов, школу перевели на правый берег реки Сюрвы в здание бывшего правление колхоза. Здание было новым и уютным. Анна Григорьевна осталась жить в прежней школе со своим мужем Беклемышевым Алексеем, занимая всё здание школы.
   Приняла школу Анна Григорьевна в 1948 году от Старковой Мари Васильевны и была назначена заведующей школы. Во время войны в школе работал Пищулёв Фёдор Захарович. До войны работал Власов Пётр Иванович и в1942 году пропал без вести. Анна Григорьевна закончила Кудымкарское педагогическое училище. Один год работала в деревне Савино, а только потом приняла Гавятскую школу. Проработала Анна Григорьевна до закрытия школы в 1972 году.
   В первом классе, кроме нас четверых, учился Сашка Гачегов из соседней деревни Тишино. Он тоже был второгодник и был на два года меня старше. Я был самым молодым в классе. Сашка был коренастым и сильным. Мы втроём не могли его побороть. Он нас раскидывал в разные стороны. Отец у него погиб на фронте. Отца Саша не помнил. Фотографий отца не видал. Однажды Сашина мать показала ему фотографию его отца. Саша утром мне рассказал, что всю ночь не спал и плакал, увидев фотографию отца. Среди школы стоял круглый камин в железном кожухе и варочной плитой. За камином располагались наши парты. Все классы учились вместе. Иногда ученики разных классов сидели за одной партой. Парты были двухместные и трёхместные. Меня учительница посадила на трёхместную парту на первом ряду вместе с Васей Черных и Сашкой Гачеговым. Вася Черных был близоруким и плохо видел на классной доске. Я сидел в серёдке. Слева Вася Черных, справа Сашка Гачегов.
 Первое время писали карандашами. Позже стали писать ручками с перьями. Шариковых ручек тогда не было. Для первоклассников были особые перья. Перьями с " лягушкой " разрешали писать в четвёртом классе. На партах были гнёзда для чернильниц. У учительницы Анны Григорьевны на подоконнике постоянно стояла бутылка с чернилами. Стол  учительницы стоял возле окна. Классная доска стояла возле камина. Когда она у доски нам объясняла новый материал и заодно согревалась у камина в зимнее время.
   Я первое время не понимал оценок в тетради. У Васи Черных спрашивал, хорошая ли эта оценка. Он мне всё объяснил. На уроке арифметики у меня произошло какое-то озарение. Я стал писать цифры под цифрами ровненько и красиво. У меня в тетради появились пятёрки. Далее я всё время старался писать красиво и мне это самому нравилось. Ана Григорьевна нас не обижала. Однажды Сашка Гачегов расчувствовался и шёпотом мне сказал, что хорошая у нас учительница. Старшие ученики нас не обижали.
   В школу ходили в то время из разных деревень. Всех дальше было ходить из деревни Зателепино. Все они учились в разных классах. Из деревни Зателепино с нами училась Никонова Прасковья и ещё одна хромая девушка. Имя её не помню. Училась зта девушка плохо и её часто учительница вызывала к доске. На доске она писала неразбериху и вся школа смеялась над ней. У Прасковьи рано умерла мать и она росла с мачехой. Мачеха её не обижала.
   Из деревни Тишино с нами учились Сабашников Александр с сестрой Галей и Вера, дочь Лукерьи. Возможно ещё учился Полинарий, сын лесника Ивана Минича. Иван Минич одевался неряшливо и я его не видал чисто одетым. Когда Полинарий вырос и жил в Кизеле, Иван приезжал к нему в гости в таком виде. Полинарий был порядоный человек и покупал ему новую одежду. Полинарий учился в школе хорошо и всегда был чисто одет и даже чем-то выделялся. Также учились местные из деревни Гавята. Перечислять их не буду. Они перечислены в первой части. Анна Григорьевна одновременно занималась со всеми. Можно было нам усваивать материал за все классы. Но если пришёл в школу и не умеешь читать и писать, об этом не могло быть речи. Сашка Сабашников был очень старательным учеником и хорошо учился.Его сестра Галя всегда была опрятно одета и училась хорошо. Парта у Гали была самая лучшая и даже красивая, как сама Галя. Галя всегда улыбалась и была хохотушкой.
   В школе нас кормили гороховой кашей. Видимо колхоз выделял школе горох. Готовила нам обеды школьная техничка Попова Прасковья Михайловна. Иногда Прасковья варила нам картошку. Она готовила обеды во время уроков в общем котле. Чашки и ложки каждый приносил из дому.Прасковья любила детей и любовалась нами, когда готовила обед. Обедали мы во время большой перемены. В школе был свой пришкольный участок и на нём выращивали картошку и разные овощи. Иногда в шолу приходила внештатная стекольщица Орина Грановая проверить температуру в помещении. Однажды она пришла в школу в новых лаптях во время наших занятий. Зашла, помахала вверху рукой и говорит, что очень тепло у нас. Снег на лаптях оттаял и на полу появились отпечатки мокрых кубиков. Уходя, говорит: - сколько много я вам напечатала.
   После школы с деревенскими ребятами ходили домой в разное время . Всё зависило от уроков в каждом классе. Больше всего нас опекал Иван Деменев. Он был очень активным. Дома помогали по хозяйсву. В колхозе нам бригадир заставлял собирать колоски после жатвы. Послевоенное время было трудное и нужно было помогать стране. Колоски потом обмолачивали и вмесе с основным урожаем засыпали в закрома. Электричества в деревнях не было и уроки делали с керосиновой лампой. Телефонов и радио по всем деревням Сюрвы, кроме почты и сельского совета, тоже небыло. Новости в стране узнавали из газет. После занятий в школе, дома помогали обрезать лук и убирать овощи с огорода. В середине сентября начинали копать картошку. Мне отчим Макар Федотович давал задание каждый вечер накапывать 30 вёдер. Сам он копал на коленках. Поздно вечером картошку мешками носили в овощную яму. Картофель всегда родился отменный. С трёх гнёзд накапывали по ведру. Некоторые клубни весили по 1,2 кг. Сорт был "Роза ранняя", очень вкусный и рассыпчатый. С пустой сердцевиной клубней не было. Каждый сезон накапывали по 500 и более вёдер. В деревне Гавята семья у Фёдора Павловича была большая и они накапывали по 1000 вёдер этого сорта.
   Поздней осенью работ по хозяйству было меньше и мы какое-то время отдыхали. В каждой деревне отмечали праздник 7-е ноября. Колхоз выделял мясо, муку, бражное, солод , деньги на водку и рыбу для пирогов. Собирались иногда в доме Черных Фёклы или в нашем доме. Назначали хозяек печь пироги, хлеб, готовить обеды и накрывать столы. Заранее варили из солода сусло для домашнего пива и готовили брагу. На праздник пекли пироги и всякие кушанья. Праздновали всей деревней дня три или четыре, пока не кончатся все угощения, т. е. брага и пиво. Корзняков Иван Степанович играл на гармошке, все пели, плясали и веселились. Вечерами расходились по домам, чтобы накормить домашний скот. После праздника бригадир выделял двух женьщин для уборки помения. Школьники радовались выходными и празднику.
   Вася Черных любил играть в шашки и меня этому научил. Мы часто играли с ним в шашки. Зимами на лыжах я не помню, чтоб он катался. Видимо из-за плохого зрения. Часто ходил к Ивану Деменеву. Он был парень гостеприимный и часто угощал молоком. Молоко у их коровы было вкусное. Иногда его мать Дарья уезжала погостить у родных, Иван приглашал меня ночевать. Научил меня просыпаться по петухам. Зимой кур держали в избе перед русской печкой в шестке ( под варочной плитой на полу ). У петухов хороший слух и видимо в деревне был " петух-запевала". Пока " запевала " не прокукарекает, другие петухи не поют. Нам нужно было вставать после третьих петухов, чтобы не опоздать в школу. Нужно ещё было истопить русскую печь и накормить скот. Иногда вместо завтрака ели печёнки из картошки. В школу зачастую приходили с чёрными губами.
    В школе меня учительница назначила санитаром. В мои обязанности входило проверять чистые ли руки, уши, шея и т.д. Я был стеснительным и к девчёнам особо не придирался. Анна Григорьевна первое время наблюдала за мной и велела быть смелей. Потом видимо решила, что привыкну и больше не вмешивалась. Проверяла только ведение санитарного листка, висевшего на стене.
   Моя несмелость подводила меня много раз. Однажды зимой, в самые короткие дни после школы, пошли мы с Иваном Деменевым не домой, а к Гавятским ребятам и отемняли. Иван повёл меня к нашей техничке Прасковье Михайловне. В доме я у них не бывал. Мне показалось неприличным заходить в дом работника школы. Сели около порога на западню. ( Западня своего рода скамейка. расположенная вдоль русской печки ). Иван попросился ночевать. Прасковья и её муж Архип Абрамович приняли нашу просьбу и предложили нам раздеться. Иван сразу разделся и вступил с ними в разговор. У меня через плечо была сумка с книгами и тетрадями. Я наотрез отказался снять сумку и раздеться. Иван силой снимал у меня сумку и снять не смог. Весь вечер они меня уговаривали и отступились от меня. Иван лёг спать , потом и Архип с Пашей потушили свет и легли спать. Я так и ночевал, сидя с сумкой и в одежде. Эту историю Прасковья долго вспоминала и смеялись надо мной.
   На Новый год в школе тоже наряжали ёлку. Про подарки сказать не могу. В Тимшатской школе точно знаю, что давали подарки бесплатно. Зато начинались зимние каникулы и все угоры были нашими. Катались выше нашего дома с горы и докатывались до конного двора. Лыжи натирали парафином и они хорошо скользили. Вечерами собирались в конюховке и играли в карты и лото. В карты играли в дурака. Лото приносил Иван Степанович. Иван с шефами приехал строить склад и остался жить в деревне. Мешочком с бочонками управлял он сам.
   В весенние каникулы пропускали ручьи до конного двора. Снег стаивал и кроме пряток на конном дворе играть было не во что. Ждали пасху. В домах наводили идеальный порядок. Мой старший брат Егор из соломы делал разные ромбы, нанизывая на ниточку с иголкой соломинки, а потом концы ниток связывал. В вербное воскресенье рано утром до восхода солнца ходили по вербу. В Великий четверг до восхода солнца хозян дома или хозяйка, считали деньги. На пасху всем покупали обнову. Ребята старшего поколения из жердей сооружали качели. Качались по очереди, но не совсем. Из соломы вязали небольшой снопик и кидали его качающему. Тот его пинал туда, где меньше шансов его поймать. А тот, кто поймал, останавливал качающего и садился сам. Игроки его раскачивали и дальше всё по кругу. Снопик  размокал и иногда попадал в лицо. Домой приходили с грязными лицами и в грязной одежде.
   Завершался мой первый учебный год. Лёнька Деменев ещё с осени не стал ходить в школу. Его мать Ольга переделала документы на Лёньку и он стал на год моложе. Её муж был дезертиром  и всё было связано с этим. В деревне о появлении мужа Ольги уже не было слухов. Мы с ребятами продолжали общаться с Лёнькой. Учительница подвела итоги за год и всем ученикам школы выдали табеля о переводе в следующий класс. Из нашего первого класса я один перешёл во второй класс. Теперь мне предстояло учиться одному во втором классе.
   Лето 1952 года прошло как обычно. во втором классе меня посадили за одну парту с Ныробцевой Валей из дереви Гавята. Ученики четвёртого класса ушли учиться в Тимшатскую семилетнюю школу. В этот год Тимшатскую школу из начальной сделали семилетней. В первом классе добавился Лёнька Деменев на правах новичка. Валентина Ныробцева жила с бабушкой Федосьей Сафоновной и мужчин в доме не было. Валентина колола дрова и отрубила фаланг пальца на левой руке. Долгое время ходила с перебинтованным пальцем. Мне тоже было больно смотреть на её руку. Учительница  Анна Гигорьевна меня спрашивала о пройденном материале каждый день. Надо мной ученики смеялись, но мне нравилось и даже привык.  В деревне продолжал дружить с ребятами.
    Дома взаимоотношения с моим отчимом Макаром Федотовичем налаживались. Он читал мои учебники и смотрел мои оценки. Моей матери говорил, что я родился под счастливой звездой. Старший брат Егор после четырёх классов работал почтальоном. Колхоз почтальонам всегда выделял лошадь. Егор выписывал газеты и мы все их читали. Многое о событиях в стране рассказывала Зоя Черемных. Она тоже училась в Гавятской школе. Егор выписывал и Пионерскую правду. Я к той поре стал пионером и первое время прятал галстук. Мать потом узнала и посоветовала галстук больше не прятать.
   Вторая  пятидневка марта 1953 года была теплой и хмурой. К нам домой, вся в слезах, пришла Зоя Черемных и сказала, что умер Сталин. Весть быстро разошлась по деревне. Из Тимшат с почтой вернулся старший брат Егор и говорит, что в Тимшатах уже знают об этом. Все деревни погрузились в траур. В каждом доме обсуждали это неприятное событие. Многие готовы были отдать свою жизнь, лишь бы Сталин был жив. Зоя Черемных несколько дней приходила к нам и информировала о положение дел в городе. Там вообще все скорбили. Даже в газете " Пионерская правда " писали о смерти Сталина. Я тяжело воспринял эту новость и  пошёл к Ивану Деменеву. Иван учился в четвёртом классе и изучал историю СССР. Он достал учебник и показал портреты правительства. Иван меня успокаивал, что есть кем заменить Сталина. Дальнейшие события информировал мой брат Егор. Он хорошо разбирался в политике.
   Сталин за семь послевоенных лет возродил страну. Полностью восстановил колхозы на довоенный уровень. Благодаря машинно-тракторным станциям МТС , облегчился труд колхозников, хотя жизненный уровень был ещё низким. Появились новые тракторы и зерноуборочные комбайны. У нас в деревне исчезла конная жатка и конная сеялка. В довоенное время прицепные комбайны Сталинец-6, заменились на самоходные С-4 с прицепными копнителями. Прицепные комбайны имели более широкий захват жатки и низкий уровень жатвы. Благодаря МТС  резко увеличилась урожайность. Механизаторам в МТС платило гусударство. Колхоз тоже механизаторам начислял трудодни. Наши старшие ровесники стали механизаторами.
   Зимой дорога в деревню Гавята проходила по лугам в пойме реки Сюрва. По дороге часто ездили на лошадях в упряжке с конными санями. Дорога была укатанная, особенно в морозы. Около кустов возле речки сплошь были заячьи тропы. Иногда нас попутно подвозили. Зимой вечерами после школы собирали еловые шишки. Лесникам давали большое задание по сбору шишек и они обращались за помощью к населению. Дома шишкисушили на русской печи. Когда шишки высыхали, мы вытряхивали из них семена на газету. Потом семена руками обмолачивали  и проветривали на ветру. Занятие было хлопотное, но мне нравилось особенно вытряхивать шишки. Семена сдавали лесникам и они сразу платили деньги.
   Зимой в наши обязанности входило наносить дрова в русскую печь. Поленья были толстые и мы носили по три полена. Мать говорила сколько надо поленьев. Когда нужно было печь хлеб поленьев нужно было больше. Мать с вечера складывала дрова в печь. На сложенных дровах мать сушила валенки. Возле печки стояли с насаженными черенками ухваты, сковородники и специальная лопата. На лопату ложили дозревшее тесто, обваленное в муке и отправляли в печку.
   Учёба во втором классе подходила к концу. Учащиеся третьего класса перешли в четвёртый класс. Меня перевели в третий класс. Снова пришлось учиться одному в классе. Летом обязанности по дому прибавились. Старший брат Егор сделал клетку для кроликов и приобрёл кроликов. Я сделал из старых колёс от конного плуга небольшую деревянную  тележку. Научился косить и на этой тележке возил траву кроликам. К осени я развёл кроликов и хорошо их откормил. В горячую пору, как и все мои сверстники, помогал работать в бригаде и мне ставили трудодни. В школе одобряли работу в колхозе.
   Тем-же летом 1953 года в деревне избирали бригадира полеводческой бригады. Собрание проходило в нашем доме. Мой отчим Макар Федотович имел влияние в деревне. Предлагали разные кандидатуры и долго не могли определиться. Я предложил выбрать бригадиром Деменеву Ольгу Семёновну, Лёнькину мать. С Лёнькой мы всё лето были вместе и его мать у меня была на слуху. Бригадиром избрали Ольгу Семёновну. В наше свободное время Ольга заставляла нам заготовлять ольховые веники для лошадей. Веники относили на конный двор и вешали на жерди.
   В школе учебный год всегда начинался без линейки. Учительница Анна Григорьевна собирала учеников и обявляла начало учебного года. В первый класс родители привели двух девушек одинакого возраста. Одна была Аня Попова из деревни Тишино. Вторая была Зоя Гачегова из деревни Гавята. У Зои брат Алексей учился в четвёртом классе в Кизеле и жил у брата Гриши. Техничка Прасковья Михайловна любовалась Аней и Зоей. Она говорила, что они как будто вылуплены с одного яйца. Девочки были опрятно одеты. На ногах были белые носочки и тапочки. Я, конечно был не Лёвушка Толстой, но решил, что одна из них будет моя невеста.
   В третьем классе проучился один. К концу учебного года ученики четвёртого класса перешли в пятый класс, а меня перевели в четвёртый класс. Четвёртый класс был выпускной и сдавали зкзамены. Учился я хорошо . Настало время зкзаменов. Мы с учительницей Анной Григорьевной пошли в Тимшатскую школу сдавать экзамены. Я был несмелый и немного растерялся. Материал знал хорошо и экзамен сдал только на четвёрку. Меня стали критиковать старшие ровесники по деревне. Всех больше критиковала Люба Деменева, Лёнькина сестра. Она заканчивала седьмой класс. В стране было введено обязательное семилетнее образование.
   Летом 1955-го года в нашу деревню переехал жить с семьёй брат Ольги Семёновны Николай Семёнович. Старший сын Николая Анатолий учился в Нердвинской школе и перешёл в 9-ый класс. Учиться Анатолий снова пойдёт в Нердвинскую школу. Средняя дочь Анна перешла в 6-ой класс и учиться будет в Тимшатской школе. Младшая дочь Шура в школу ещё не ходит.
                                                        Тимшатская семилетняя школа.
   Тимшатская семилетняя школа была расположена на правом берегу реки Малая Сюрва, на юго-западе деревни Тимшата. В деревне она была крайней и угловой. Только южнее находился колхозный амбар и деревенский магазин. Магазин построили из часовни, которую перевезли из деревни Косотурово. Школу построили в 1914 году. Строило школу Земство. До революции в школе преподавался Закон Божий. Активно участие в строительстве школы принимал дед  Деменевой Анастасии Степановны, Вяткин Иван Тимофеевич. 
   В школе было две просторных классных комнаты и маленькая классная комната. Через маленькую классную комнату был вход в комнату для уборщиц. Комната служила жилём для уборщиц, пока я учился в школе. В школе был довольно большой коридор. В коридоре во время перемены ученики общались с учениками других классов. К коридору примыкала учительская. Из учительской был вход в квартиру. В квартире в то время жила директор школы Попова Мария Кузьмовна. Всего в школе было три входа. На территори школы были хозяйственные постройки для содержания домашнего скота. Далее за хозяйственными постройками была построена начельная школа. Школу построили в 1952 году.
   Первым директором школы был Попов Дмитрий Прокопьевич, родом из деревни Гавята. Дмитрий Прокопьевич прошёл войну в звании капитана и был ранен. Инвалид Великой Отечественной Войны. Жена Попова Мария Кузьмовна, родом из Перм-Ильинского района. У Поповых четверо детей. Старший сын Валентин 1938 г.р., дочь Галя 1940 г.р., сын Володя 1947 г.р., дочь Людмила 1948 года рождения. Первый выпуск учеников состоялся в 1954 году. В мае 1955 года Дмитрий Прокопьевич скоропостижно скончался. Директором Тимшатской школы стала его жена, Попова Мария Кузьмовна.
   В Тимшатскую школу ходили дружно из всех деревень. Собирались в деревне Викулята и ждали остальных. Ходили через деревню Гришата. Викулятских было большинство. Из них были Иван Деменев, Василий Высотин, Зоя Черемных, Люба Деменева, Анна Деменева. Из деревни Гавята ходил Гачегов Алексей и Попова Руфина. Из деревни Тишино ходила Галя Сабашникова.
    В пятом классе некоторые ребята были знакомы. Догнал Ивана Деменева и Ваську Катина. Их можно было понять. Родители зачастую оставляли детей дома, чтобы помочь по хозяйству и они не всегда успевали хорошо учиться. Классный руководитель  Деменева Анастасия Степановна рассадила всех по партам. Нам досталась трёхместная парта на заднем ряду. Я сидел крайним возле окна и на перемену выходил всегда последним. В средине сидела Галя Мялицина ( Гачегова ). Крайним возле прохода сидел Иван Деменев.
   В пятый класс пришли учиться ученики из трёх начальных школ. Нам предстояло познакомиться друг с другом. Из Косотуровской школы с нами вместе учились: Гачегов Виктор, Юра Якутов, Попова Агрофена, Володя Ильиных, Веня Якунин, Юра Старков, Лёна Мялицин и Надя Катаева. Из Тимшатской начальной школы более ярко выделялись такие, как Меньшиков Иван, Паисов Василий, Зоя Деменева, Шалагина Мария, Гачегов Анатолий, Аркаша Никонови и Мухаметшин Андрей. В классе учились учеников 15-18, что соответствовало нормам.
   Во всех школах страны была введена школьная фома. В нашем классе форму носил Виктор Гачегов. Ему нравилась форма и он всё время носил её. Из девочек форма была у Зои Деменевой. Остальные ребята были одеты в чём было возможно. Не у всех родителей была возможность купить форму. Время было такое. Лёнька Мялицин хотя и был одет нормально, но одежда всегда была слегка припудрена мукой. Отец у него был мельник и Лёнька всегда ему помогал. мы его прозвали мельником. А так нормальный был парень. Задняя часть в классной комнаты была отгорожена досками без дверей. В проёме оставалась прожилина. Толя Гачегов в перерыве на ней делал всякие выкрутасы. У него рубашка вылазила из-под брюк и он выглядел немного неряшливо. Толя делал физические упажнения , что не каждый смог бы сделать. Турника своего в школе не было.
   В школе была своя библиотека. Библиотека располагалась в коридоре возле учительской. Библиотекарем работала Надя Якимова. Во время перемены мы выписывали книги.Надежда Якимова ещё была секретарём школы и кассиром. Торцевая часть коридора за библиотекой была отгорожена и там хранили лыжи. Торцевой вход был закрыт и лыжи выдавались в помещении, что было удобно для нас. Столовой в школе не было. Обеды брали с собой из дома и хранили в партах. Некоторые ученики пытались втихаря есть на уроке. Обедали в перемену за партами. Каждый день назначался дежурный по классу. Дежурный следил за порядком в классе, вытирал классную доску, промывал тряпку и содержал её во влажном состоянии. Перед началом каждого урока докладывал преподавателю об отсутствии прогульщиков.
   Со школой познакомились. Теперь познакомимся с преподавателями. Уроки немецкого языка и физкультуры преподавала Деменева Анастасия Степановна. Она же была наш классный руководитель. Анастасия Степановна ещё и была пионервожатой и воспитателем в интернате. Анастасия Степановна местная учительница, родом из деревни Догалы и с 1940-го года живёт в деревне Тимшата. Окончила Тимшатскую начальную школу, потом Рождественскую семилетнюю школу. В то время в Рождественске десятилетки не было и ей пришлось учиться в Нердвинской средней школе  и её успешно окончить. После курсов немецкого языка, преподавала три года в Паздниковской школе. Училась заочно в иституте. После смерти матери в феврале 1954 года попросилась в Тимшатскую школу в возрасте 20 лет. В Тимшатах жил 14-ти летний брат и бабушка 65-ти лет. За ними нужен был уход. В Тимшатской школе учила второй год. На второй год стала классным руководителем. Наш класс у неё первый в Тимшатской школе. Когда я учился в пятом классе, её брата и бабушку не довелось знать. Она ведь об этом не рассказывала. Узнал только нынче после телефонных разговоров с ней. Мы часто с ней созваниваемся. Живёт она на станции Оверята. Это добродушный и мужественный человек.
   Уроки географии, химии, биологии и пения вела Чирухина Нина Ивановна родом из Нердвы. Она была в то время классный руководитель шестого класса. В Тимшатской школе преподаёт второй год. Модно одеваться Нина Ивановна не умела. На уроках иногда была вспыльчива. Многие к ней относились с пониманием, многие её жалели и лишь часть учеников относились скептически. Если бы знали её историю, то многие её бы пожалели. Нина Ивановна была грамотным педагогом. Она окончила Кудымкарский институт учителей и Нижне-Тагильский институт. После окончания института была направлена воспитателем в детский сад. Повела детей на речку и один ребёнок утонул. Ей дали два года заключения. У неё после этой истории был сильный стресс. Да и в заключении видимо было не сладко. Сильно пострадали нервы. Преподавала предметы с огоньком. Любила чтобы её внимательно слушали. Всегда интересовалась политикой. Читала много газет. Была патриотом нашей страны. Иногда приходила на занятие в пиджаке и галстуке. Ребята её спрашивали не коммунист ли она. Коммунистов в сельском совете было мало, разве из числа тех, кто вернулся с войны. К коммунистам в ту пору относились уважительно. Весной 1956 года проходил 20-й съезд партии и она постоянно нас информировала. Выступление Хрущёва о культе личности Сталина окончательно её убивало. Ещё недавно вся страна оплакивала смерть Сталина и у всех это было ещё на слуху. Нина Ивановна увлекалась минералами и могла назвать любой минерал. Я увлекался камушками и приносил ей для опознания. Она называла мне этот минерал. Негласно мы с ней были друзья. Увлекалась Нина Ивановна географией родного края. Ходила со школьниками в поход и изучала окрестности Большой Сюрвы и вела рукописи. Рукописи пока не найдены. Может отдала родным в Нердву. Хорошо разбиралась в картах.Всегда говорила,что карта нужна, как винтовка в бою.  Хорошо разбиралась в ботанике. Осенью ходили на луга и заготовляли торф для приусадебного участка. Учила нас делать торфоперегнойные горшочки. Фёдор Степанович из начальной школы с помошью ребят сдалал станок для изготовления горшочков. На уроках пения хорошо знала ноты и был хороший музыкальный слух.
   После окончания Кудымкарского педагогичиского училища, учителем математики в Тимшатскую школу направили Минину Ираиду Сергеевну. Среднюю школу Ираида Сергеевна окончила в Кудымкаре. Её отец в своё время был направлен обкомом в Кудымкар и там они остались. Первое время жила на квартире у Анастасии Степановны. Ираида Сергеевна была в школе самым молодым учителем. Очень хорошо и доходчиво объясняла материал. Преподавала алгебру, геометрию и физику. К учёбе относилась серьёзно и ответственно. Школьники её очень уважали.
   Уроки русского языка и литературы вела Тунёва Таисья Фёдоровна.Таисья Фёдоровна всегда была опрятно одета. Ростом была чуть ниже среднего. Преподавала грамотно. Очень была требоватеная. За мелейшую провинность учеников, ставила на ноги. На первом нашем уроке с самого его начала поставила Юру Якутова на ноги. Все ученики недоумевали. Она ему припомнила, когда весной садили кукурузу в деревне Крсотурово. Они тогда шалили, хотя ещё не были её учениками. Она этим хотела показать свою дисциплинированность. Ученики нашего класса приняли это, как вызов и её осбо не одобряли. За незнание материала ставила единицу. Ребята эту оценку называли колом. Часто оставляла после уроков. Потом постепенно привыкли. Проработала Таисья Фёдоровна с нами один год. В следущий учебный год она уехала в Нердву. Нам назначили Деменеву Лидию Киприяновну.
   Знакомство со школой и учителями закончилось. Перейдём к интернату. Интернат располагался за пришкольным участком в северной части деревни. Интернат построили в 1954-м году при Дмитрие Прокопьевиче. Заведующей и воспитателем была назначена Деменева Анастасия Степановна. Техничеой работала Нада, бойкая небольшого роста женьщина. Осенью когда дни стали короче, мы с Иваном Деменевым устроились в интернат. Иван всегда меня опекал. Кровати у нас стояли рядом и была одна тумбочка на двоих. Еду варили с одного чугунка и вместе ели. Продукты приносили из дома  на три дня. Потом ходили домой и пополняли продукты. Иногда и без причины ходили домой. В интернате были две комнаты. В болшой комнате жили девочки. Там стоял стол и мы там готовили уроки.
   После занятий в школе я старался сначала сделать домашнее задание. Анастасия Степановна приходила в интернат к 6-ти часам вечера. С её приходом мы делали домашне задание. Кто в школе материал не понял, Анастасия Степановна  доходчиво нам объясняла. По мере готовности домашнего задания, сдавали ей тетради на проверку. Когда задание было выполнено, она разрешала нам читать художественную литературу. У неё всегда была с собой книга вожатого. Анастасия Степановна разрешала мне читать эту книгу. Книга для меня была очень интересная. В книге я нашёл, как самому сделать  детекторный приёмник. В книге много было написано полезного. На досуге Анастасия Степановна занималась вышиванием. Некоторые девочки заинтересовывались её мастерством и она охотно их учила. Анастасия Стпановна всегда была опрятно одета и всегда с нами была вежлива. Достойного нам назначили воспитателя.
   В интернате была русская печь. В ней техничка Надя нам варила пищу. Картошку мы сами чистили и делали закладку. Девочки нам подсказывали, как готовить. Зачастую сами следили за своими чугунками. В интернате жили школьники самых отдалённых деревень. Косотуровские ходили домой каждый день и в интернате не жили. Из Косотуровских был только Володя Ильиных. Володя был начитанным учеником. Он любил читать фантастику. Его любимая книга была " Всадник без головы ". В зимнее время мы с мальчиками сидели на руской печке и тоже читали книги. Здание интерната было высокое и позднее его сделали двухэтажным. Однажды техничка потеряла ключ от интерната и по высокой лестнице через окно на кухне носила воду. Мы сложили про неё частушку и при ней пели. Частушка была сатирическая и ей не нравилось. Надя была громоглассная и часто лезла не в своё дело. Ребята были не в восторге от неё. Надя была сестра школьной технички тёти Маруси. Но Наде нужно было отдать должное. Она стирала постельное бельё на всех регулярно. Топила печь и прибиралась в помещении, готовила нам обеды. Кровати мы заправляли сами.
   Идея изготовить детекторный приёмник не давала мне покоя. В то время детекторный приёмник в деревне Тимшата был только у Алексанлра Якимова, мужа наше библиотекарши. Узнать наличие приёмника можно было по наружной антенне. Без наружной антенны приёмники работать не могли. Ещё нужно было сделать хорошее заземление. В городах уже были сетевые приёмники, но тоже при наличии антенны и заземления. Деревня далеко отставала от города. По всей Сюрве приёмник был только в Викулятах у Николая Семёновича. Николай Семёнович только что приехал с лесоучастка и буквально шуршал деньгами. Он купил детям гармошку, гитару и балалайку. Не помню, что кто то из детей играл на этих инструментах. У жителей этих деревень не было денег для этого.
   Мне предстояла большая и почти невыполнимая задача. Нужно было найти материалы для изготовления приёмника. Контурную катушку было совершенно не из чего изготовить. Нужен был обмоточный провод в эмалевой изоляции. Я его даже не видал. Начал с заземления. Осенью нашёл длинный железный прут и забил его глубоко в землю с наружной стороны дома. Все подготовительные работы делал тайно. В деревне собирал разные куски провода. Где-то трактористы выбросят старую проводку или что-нибудь подобное. не брезговал  подбирал. С трудом насобирал на антенну. С контуром долго ничего не получалось. Собирать приходилось короткие куски провода, потом их скручивал. Решил их проолифить. Дома нашёл немного олифы.Пришлось растягивать скрученные куски провода на улице. Олифа за вечер не просыхала и от этой идеи отказался. Всё это временно смотал на кусок доски. Пока несколько дней размышлял, олифа за это время высохла.
   Решил делать посвоему. Нашёл хороший обрезок необрезной доски и рубанком обработал боковые части. Плотно с зазором виток от витка намотал на доску. Количество витков намотал больше. Я тогда уже знал о индукции из учебников физики у старшеклассников. Была стопроцентная гарантия успеха. Нашёл в огороде жердь и с прикрепленной проволокой для антенны и ввода в дом, установил жердь на крыше дома. Второй конец антенны закрепил на берёзе в нижем огороде. Наушники выписал по почте. Мать мне давала немного денег в школу и я их съэкономил. Всё делалось в тайне от отчима. Решил, что победителей не судят. Все эти работы я уже делал зимой в зимние каникулы. Детектор сделал сам из свинца и серы. Дома эти компоненты были. Переплавлял на железной печке. Оставалось настроить приёмник на волну. На контуре сделал несколько коротких выводов. Настроил на три волны. Состоялась презентация. Первой пришла Зоя Черемных и её средний брат Александр. Александр догадывался, зачем я собирал куски провода имне признался в этом. Больше всего радовалась моя мать. Собрались и соседи. Моя мать гордо говорит, что у меня голова не шапку носить, а вот что под шапкой-то. На улице тоже шли разговоры. По словам моего младшего брата Степана, Зоя Черемных согласна была за меня выйти замуж, когда я стану взрослым. Отчим Макар Федотович гордо почёсывал бородку и слушал наушники. Это была моя первая победа над отчимом. Он интересовался политикой и без нас слушал радио. Когда мы были дома, он не претендовал на наушники. Теперь я стал радиолюбителем и постоянно читал книги на эту тему. Художественную литературу читал редко.
   Вернёмся на пришкольный участок.На участке было отведено место для занятий по физкультуре. Спортивных снарядов не было.Здесь мы прыгали в длину и высоту. Прыжки в длину у меня получались хорошо. Прыгать в высоту получалось хуже и на пятёрку вытянуть было трудно. Летом мы с Лёнькой заготовляли кору ивы и я  глубоко поранил большой палец правой ноги. Шрам остался на всю жизнь. Весной рана снова открылась. Всех лучше прыгал в высоту Гачегов Виктор.
   Зимой  с этой площадки мы стартовали на лыжах в сторону деревни Исаково. Анастасия Степановна сама прокладывала нам лыжню. Мы помогали ей вымерять расстояние. Наша школьная команда участвовала в районных и кустовых соревнованиях. Районные соревнования проводились в селе Нердва. Тогда ещё был Нердвинский район. Кустовые соревнования проводились в Рождественске. Наша команда много раз занимала призовые места на кустовых и районных соревнованиях. Лыжный инвертарь был не самым лучшим. Нехватало даже лыжных палок и приходилось бегать с самодельными. Крепления на лыжах были самодельные, изготовленные из старых гужей от хомутов. Всех смешнее бегал на лыжах Иван Меньшиков. У него вместо лыжной палки была обыкновенная палка и бегал он в припрыжку и довольно быстро.На соревнованиях многие бегали на свойх лыжах. Лыжи с ботинками у наших Тимшатских школьников не были. У Рждественских и Нердвинских школьников были лыжи с ботинками. Лыжи тоже были собственными. Иван Деменев погал мне делать крепления к лыжам.
   Команда набиралась со всех классов школы. В седьмом классе учились довольно взрослые ребята. Среди них были Гриша Шилоносов, Василий Гилёв и Виктор Кузнецов. Иван Деменев тоже был старше нас, но от нас мало чем отличался. Он рос щупленьким и уже изработанным парнем. Лыжи были его призванием. В Рождественске на соревнованиях из Рождественских тоже были подобные парни. Помню меня обгонял взрослый парень. Лыжи у него были с ботинками. Он  при обгоне своей лыжной палкой пришпилил мою палку. Палки у обоих были с кольцами. У меня палка выпала из рук и я потерял часть времени. Собравшись с силами я от обиды догнал его и попросил лыжню. Он уступил мне лыжню и больше не смог меня догнать. Вот так мы защищали честь школы.
   В школе была пионерская дружина. Пионервожатой была Деменева Анастасия Степановна. Построение проиводилось в коридоре школы. Она повязывала себе красный галстук и под звуки пионерского горна и барабана, торжественно выносили знамя дружины. В начальной школе был пионерский отряд и тоже присутствовал на сборе дружины. Здесь принимали в пионеры и октябрята. Повязывали пионерам красные галстуки и прикрепляли пионерские значки. У октябрят галстуков не было и им прикрепляли значки октябрёнка. На сборе избирали руководителей отряда и звеньевых. По окончании сбора также торжественно заносили знамя.
   В большую перемену мальчики пятого класса играли в шахматы. Позже присоединились ученики старших классов. В нашем классе учился Василий Паисов из деревни Исаково. Он нас приучил играть. Василий очень хорошо играл в шахматы и долгое время его никто не мог победить. Шахматы были одни на всю школу и играли только двое. Остальные были болельщиками и подсказчиками. Многие мальчишки были увлечены игрой в шахматы. В коридоре школы времено наступало затишье. Ведь всё озорство шло от мальчиков. Девочки организовали хор. Каждую большую перемену пели песни тех лет. Затейником была Анна Меньшикова, дочь Анисьи Родионовны. Нюра с несколькими подружками, садились на скамейки в коридоре и начинали петь песни. Остальные девочки выходили из классов и присоединялись к ним. Получился неофициальный школьный хор. Уроки пения вышли из комнат классов. Пели они для души, для себя.
   В седьмом классе много было учеников с Большой Сюрвы. Среди них была Галя Сабашникова, Ана Деменева, Зоя Черемных, Гена Деменев, Алексей Нечаев, Надя Черных, Попова Руфина и Лёва Гачегов. Из деревень Малой Сюрвы были: Гриша Шилоносов, Виктор Кузнецов, Василий Гилёв. Ваня Андронов, Русинова Октябрина, Шалагина Клава, Боря Деменев и Коля Деменев из деревни Жданово. Василий Гилёв и Коля Деменев были закадычными друзьями и пижонами. Они на двоих носили одну ручку и одну тетрадку. Их учёба мало интересовала. Учились они на двойки. Коля Деменев был весёлым парнем. Напевал весёлые частушки: я на чижика, на рыжика похож. А иногда подходил к девушкам и напевал: или я в масштабах ваших не достаточно красив. После окончания школы у него был роман с Марией Малаховой из деревни Жданово. Мне трудно судить, что у них произошло. Маруся уже работала почтальоном. Я лично её видел дня за два до трагедии. Мы летом ехали с Виктором Калиничевым домой. На Ждановских полях встретили Марусю Малахову. Она в это время разносила почту. Виктор ей задал шутливый провакационный вопрос. Она его отругала и уехала. Коля Деменев к этой поре перестал обращать на неё внимание. Вскоре она отравилась эсенцией. По рассказам очевидцев, она сильно умоляла, чтобы её спасли. Спасать было поздно. Так умерла молодая девица.
   В пятом классе был организован кружок ДОСААФ. В него записались почти все мальчишки нашего класса. Даже записалась Зоя Деменева. Руководил кружком Гусельников Фёдор Степанович. На первых порах в классе изучили мелкокалиберную винтовку. Осенью и ранней весной, как стает снег, мы ходили на лужайку за магазином, стрелять по мишеням. Противоположный берег речки был высоким и почти обрывистым, что соответствовало безопасности. Мы брали с собой новые мишени и стреляли по мишеням. Отверстия обозначали карандашом. Фёдор Степанович выдавал нам по три патрона. Патроны он покупал на наши взносы. Иногда мы его упрашивали  и он давал нам всем повторить. За время занятий мы все научились хорошо стрелять. Это очень пригодилось в армии.
   Осенью всей школой ходили копать картошку в местном колхозе. Занятие было не из лёгких. Ведь после школы ходили домой и помогали дома копать картошку. Однажды всей школой ходили дёргать лён на поле возле деревни Володино. Колхоз выделил мясо баранины и обед нам приготовила мать Зои Деменевой. Обедали тоже в её доме. Она в русской печи так классно и вкусно отварила щи с мясом баранины, что я до сих пор помню этот вкус. В тарелках было болше мяса, чем щей. Наелись от души. Лён вообще красивое расстение. Я иногда покупаю в аптеке семена и сею около забора. Его любят и пчёлы.
   В шестом классе училась худенькая и неприметная девушка Зина Пермитина, родом из деревни Подволошино. Они вместе с Надей Черных ходили в школу . Зина в школе была скромная и малозаметная. Зина пришла в Тимшатскую школу из Рождественской средней школы. Она там училась со второго по четвёртый класс В первом классе училась в Косотурово и жила на квартире у Марии Гавриловны. Мать Зинаиды, Фёкла была трактористкой и работала на колёсном тракторе ХТЗ. Жили бедно и скота не держали. У механизаторов, особенно женьщин, летом не было свободного времени, чтобы содержать скот. Конюшни тоже не было. После окончания семи классов, Зина год отработала на Басковской ферме. Мать Зинаиды Фёкла, не хотела , чтобы дочь оставалась работать в колхозе и в 1960 году отправила её жить в Пермь к родственникам. В Перми замуж вышла от безысходности.По дороге в Пермь у неё похитили деньги на обратную дорогу и все документы. Родственники посоветовали выйти замуж. На примете у них был жених. Она вышла замуж и вместе с мужем сделали все документы. В последнее время мы частенько с ней общаемся по телефону. Мать Зинаиды, Пермитина Фёкла, была шутливая и весёлая женьщина. Без неё односельчанам было скучно работать.
    Алексей Гачегов в шестой класс ходил без особого желания и доучивался до конца учебного года. Иногда он дома жаловался на здоровье, а родители делали поблажку и разрешали остаться дома. После шестого класса в школу ходить не стал. В нашей школе учились сёстры Шалагины. Мария Шалагина училась в пятом классе, а её сестра Дуся Шалагина в шестом классе. Их родители работали в лесоучастке и одевали их хорошо. На них всегда были одинаковые платья. В те времена на лесозаготовках очень хорошо платили. Сёстры Шалагины всегда ходили чистенькие и опрятно одетые.
   В шестом классе учился Долинин Виктор Павлович . Отец у него Долинин Павел Поликарпович по образованию был учителем. В данное время работал секретарём в сельском совете. Виктор был скромным и воспитанным учеником. Всегда был опрятно одет. Учился Виктор хорошо. С нами тоже нормально общался. В школу они ходили вместе с Колей Деменевым. На перемене часто были вместе. Их в школе называли Шима да Федора в честь бабушек, которые жили вверху, на левой стороне деревни. Про бабушек была сложена частушка: Шима да Федора сидели у забора, обе без зубов, говорили про любовь. Долинин Виктор окончил среднюю школу и окончил педагогический институт. Работал директором школы в Перми. О нём были хорошие отзывы. В 90-е годы приехал в село Никольское построить дом и заняться пчеловодством. Потом уехал в неизвестном направлении и потерялся. До сих пор он не найден.
   Зимой в Тишатскую школу ходили на лыжах. От Гришатских полей ходили через лес. Лес был длиной около километра. При выходе из леса было поле с крутым и длинным спуском к деревне. С полей было видно левобережную часть деревни. Левый берег был высокий. По деревне от магазина до речки проходила улица и дорога через речку. Моста там никогда не было, был гальник и ездили на лошадях. Мост был за интернатом. Далее дорога после речки круто вела в гору. Слева на горе от дороги было сельское отделение почты. Справа от дороги был домик для учителей. Далее справа был дом Меньщиковой Анисьи Родионовны. С полей был прекрасно виден дом учителей. Когда учителя были дома, всегда была открыта дверь в сенках. По открытой двери мы ориентировались, что в школу не опоздали. Наручных часов у нас не было. У Анисьи Родионовны были три дочери. Старшая Шура уже школу окончила. Средняя дочь Нюра училась в седьмом классе. Младшая дочь Юля училась в четвёртом классе. Анисья Родионовна во время войны работала конюхом. В данное время работала в клубе техничкой. Анисья была весёлая и шутливая женьщина и ей работа в клубе была в удовольствие.
   После изготовления детекторного приёмника, нашлись единомышленники. Виктор Гачегов хотел что-то сделать, но дальше желания ничего не вышло. Ильиных Володя тоже был сторонником. Самым надёжным единомышленником оказался Шурик Ужегов. Он был глуховат и разговаривал тихо и спокойно. Кричать и дурачиться он не умел. Все его манеры походили на интеллигента. Подружились мы с ним надолго. Я часто бывал у него дома. Приёмника у них не было. Для начала он насобирал где-то деталей и собрал приёмник. Далее мы вместе с ним совершенствовались.
    Николай Семёнович из нашей деревни купил батарейный радиоприёмник " Родина ". В то время это был самый дорогой приёмник. Иван Якимов купил радиоприёмник " Новь ". Это был самый дешёвый приёмник. Через года три он купит " Воронеж ", а этот продаст нам. " Воронеж " был средним приёмником. Сосед Черных Семён купил тоже " Родину ". Больше приёмников в ближайшее время в деревне не было. В Косотурово у Виктора Гачегова родственник тоже купил радиоприёмник " Родина ". Шнур питания был не достаточно длинным. Для приёмников делали полочки. Батареи питания были громозкими и ставили их на лавки. Родственник Виктора Гачегова обрезал шнур питания и решил его наставить. В шнуре проходило четыре провода с двумя разными полюсами. В результате он не мог угадать полюса и приёмник испортил. В Тимшатском клубе тоже купили приёмник " Родина " . Анисья Родионовна демонстративно при нас настраивала приёмник на радиоволну и делала вид, что она тоже радиолюбитель. Вот чем окончилось моё изготовление приёмника. Прокатилась целая волна радиофикации. Соседи ходили друг к другу послушать радио. Очень любили слушать концерт по заявкам радиослушателей. В то время были популярны сёсрты Фёдоровы. На много лет позже они куда-то исчезли. Говорили, что погибли при авиакатастрофе.
   Уроки истории вела директор школы Попова Мария Кузьмовна. Она умудрялась излагать материал по книге. Рассказывала и в небольших паузах заглядывала в книгу. У неё это классно получалось. Иногда задавала на дом писать конспекты. Конспекты она не уносила с собой для проверки, а заставляла читать с места и ставила отметки. Этим самым выигрывала дома время. У директора кроме уроков хватало школьных забот. Однажды она попросила меня прочитать конспект. Я на кануне с ребятами прокатался на лыжах и конспект забыл написать. На уроках я всегда внимательно слушал и учебники почти не читал. Двойку получать не хотелось. Я  открыл тетрадку и сделал противоположное. Начал читать почему-то по чистой странице, видимо чтобы не спутаться. Также перелистывал страницы. Меня разнесло не на конспект, а на весь материал. Рядом сидящие ученики и сидящие сзади, а я уже к тому времени сидел на втором ряду и на второй парте, заметили неладное, набрались терпения и ждали финала моего спектакля. Выслушав мой конспект, Мария Кузьмовна поставила мне пятёрку. После всего поизошедшего, ученики нашего класса научились писать конспекты.
   Позднее, когда я учился в седьмом классе, Мария Кузьмовна приходила на уроки под хмельком и немного дремала. Ситуация немного изменилась. Она стала засыпать на время всего ответа. Когда ученик заканчивал отвечать, она просыпалась и всегда ставила пятёрку. Мария Кузьмовна не могла забыть утрату мужа. Замуж она больше не вышла.
  Учебный 1955-1956 год подходил к концу. Класс успешно сдал экзамены. Тогда сдавали экзамены с четвёртого по седьмой класс. Только в следущем учебном году отменили экзамены во всех классах. Оставили экзамен только в седьмом классе. Весь наш класс перевели в шестой класс. Летом Минина Ираида Сергеевна вышла замуж за Меньщикова Ивана Андреевича, сына Андрея Петровича и стала Меньшиковой. Деменева Анастасия Степановна вышла замуж за Якимова Ивана Андреевича, Тимшатского киномеханика и стала Якимовой. Летом моего брата Егора проводили в армию. Вася Высотин съездил в Москву на приём к Ворошилову. Ворошилов его принял. Он сильно заикался и рос без родителей. Видимо просил Ворошилава о помощи. Ворошилов дал кое-какие ему рекомендации. Иван Деменев в школу ходить больше не стал. На этом его учёба закончилась. У Ивана был хороший ранец и моя мать сходила к Ивану и купила для меня его ранец. Я его носил до конца седьмого класса.
   В шестом классе произошли небольшие изменения. Тунёва Таисья Фёдоровна уехала работать в Нердву. На её место пришла работать Деменева Лидия Киприяновна, родом из Рождественска. Лицо Лидии Киприяновны возле рта имело шрамы. Она попала в аварию на Петрятской горе. Ехала на машине и машина перевернулась. Петрятская гора была самая крутая и там в сырую погоду всегда буксовали машины. Иногда дежурил гусеничный трактор. При аварии Лидию Киприяновну нашли мёртвой. На третий день близкие пришли и простились с ней. Когда стали гроб выносить на улицу, родные и близкие громко заплакали. Услышав рёв, Лидия Киприяновна встала из гроба. До аварии Лидия была отменная красавица. Ну а далее видимо больница и опереция. Пластических хирургов в районе не было.
   Нам сразу понравилась новая учительница. На уроках литературы всегда нам читала произведения и после прочитанного, мы лучше писали сочинения. Она умело характеризовала каждого героя. Делилась с нами жизненым опытом. Могла говорить на любую тему. Иногда во время уроков, когда оставалось свободное время, читала нам художественные книги. Она очень любила читать и любила свою профессию. В седьмом классе нас хорошо подготовила к зкзаменам. На уроках русского языка доходчиво нам всё объясняла и главное не ставила единицы и двойки. В журнале ставила точку и велела подготовиться к уроку, чтобы исправить ситуацию. Учила, как готовить уроки по русскому языку. Советовала раньше ложиться спать, а утром повторять. Считала, что вечером  каждый час до 12-ти равен двум часам. Получалось, если лечь спать в 9 часов, то к 12-ти мы как-будто проспали шесть часов.
   Сменилась и техничка в школе. Из деревни Пашня пришла к нам работать молодая девушка Деменева Анна Фёдоровна. Мы её звала Аннушка. Аннушка меня знала совсем маленьким. Она жила в нашей деревне до двеннадцати лет, а потом вместе с матерью уехали на Пашню. Мне тогда было года четыре и я её не помнил. Теперь это деревня Фролово. Аннушка прекрасно пела. На большой перемене она снова организовала хор. Голос у Аннушки был приятный и бархатный. Она пела в сельском хоре от клуба и ездили выступать в другие клубы. Заведующий Тимшатским клубом Иван Меньщиков был в хоре запевалой. Репертуар у Ивана был из патриотических песен. Анна Фёдоровна пела с детства. На работе тоже всегда пела. Живёт Анна в Перми. У неё и сейчас прекрасный голос и разговаривает, как молоденькая девушка. Пришла работать в школу вместе с Аннушкой молодая девушка, Высотина  Клавдия Ивановна,  родом из деревни Подволошино. Клава была весёлая и общительная и составила компанию Анне Фёдоровне. Проработала Клава в школе не долго. Вскоре уехала в Кизел и там вышла замуж за Демидова Михаила.
   Учителем по труду был Фёдор Степанович. Преподавал столярное дело. Фёдор Степанович и Ольга Семёновна преподавали в начальной школе. Когда учителя разъехались и домик учителей освободился, он там оборудовал верстак. На уроки труда ходили девочки мальчики. Первое время мы знакомились со столярным инструментом. Учились строгать и фуговать. Лобзиком выпиливали изделия из фанеры. Научил, как правильно затачивать лезвия рубанка и фуганка. Потом сами научились делать рубанки. Я принёс из дома заговку на рубанок и там обработал её с наружи. Дома я выдолбил гнездо для лезвия и у меня получился свой рубанок. Отчим Макар Федотович меня похвалил. Дома я часто пользовался рубанком и приобрёл небольшие навыки в работе.
   Учёба в шестом классе подходила к концу. Закончился учебный год успешно. Все перешли в седьмой класс.Начался новый 1957- 1958 учебный год, год выпускных экзаменов. В пятый класс пришёл Боря Деменев, брат Зои Деменевой.В школе с Борей мы сразу подружились. Вместе ездили на соревнования по лыжам. Боря рос коренастым и открытым для общения. Ещё в пятый клас пришёл из Гавятской школы Лёнька Деменев. Теперь он был Толька Деменев. Его мать переделала свидетельство о рождении. Отчество стало Семёнович. Мы это новшество восприняли отрицательно. Старались с ним не общаться. Вёл он себя высокомерно. Часто обижал девочек и учительницу Нину Ивановну. У Ираиды Сергеевны родилась дочь Светлана. У матери мужа Ираиды Сергеевны, Меньшиковой Ольги, родилась дочь Вера. В школе не стал учиться Вася Высотин.
   Анастасия Степановна регулярно проводила классные собрания, начиная с пятого класса. В дневиках отмечала поведение за неделю и расписывалась. В седьмом классе рекомендовала ученикам продолжать учёбу. Ближе к весне рекомендованых оказалось трое. Это Иван Меньшиков, Виктор Гачегов и я. Зое Деменевой предлагала на выбор, либо техникум, или дальнейшую учёбу в школе. Мы все после седьмого класса могли поступить в училище или в техникум. Поступить в техникум я не мечтал. Не позволяло семейное положение и выбрал школу. Родительские собрания я не помню, чтобы проводились. Учителя сами беседовали с родителями. Вызывать родителей через учеников, учителям не приходилось. За плохое поведение из школы никто не был исключён. Анастасия Степановна уделяла много времени в нашем воспитании. Она никогда нас не ругала, а очень вежливо разъясняла любую ситуацию. Была настоящим Макаренко. Огромное ей спасибо от всего класса!
   Летом 1957 года в Москве прошёл всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Были сняты фильмы о фестивале. Мы ходили в сельский клуб на детские сеансы и смотрели фильмы о фестивале. У каждого фильма был киножурнал и показывали новости вместо телевизора. В стране стали появляться телевизоры. Первые телевизоры были марки КВН-49. Перед телевизором устанавливалась стеклянная колба по форме кинескопа и заполнялась чистой дистиллированной водой для увеличения изображения. В Перми появился первый телецентр. В ту пору были уже телевизоры без колбы и разных размеров кинескопа. В своё время оператором на телецентре работал и показывал картинку наш Карагайский земляк, Кожевников Валерий Кузмич. Кожевников окончил техникум радиомастеров и Ленинградский институт. Его дипломная работа была о Пермском телецентре. Окончил институт с отличием и сразу был принят на телецентр. Мы втречаемся с ним и обсуждаем развития радиоэлектроники. Теперь Валерий живёт в селе Никольском и занимается ремонтом телевизоров, мониторов и спутниковых приёмников. Валерий довольно молодой, ему лет 45. Валерий приезжает в Пермь в мастерские по ремонту телевизоров и забирает аппаратуру, которую они не смогли отремонтировать. После ремонта увозит им обратно. В Карагае он делает тоже самое. Зачастую выезжает на дом. Валерий очень порядочный парень и чистой души человек. Он часто навещает меня. О себе старается не рассказывать.
   Осенью 1957 года произошло ещё очень знаменательное событие на весь мир. В Светском Союзе, первыми в мире, был запущен искусственный спутник Земли. В школе учителя нас инфрмировали и восхищались вместе с нами. Вся страна ликовала. Дома в семьях тоже были одни разговоры о спутнике. Газеты пестрили заголовками о запуске спутника. Я дома на детекторном приёмнике ловил сигналы спутника. В газетах рисовали траектории полёта спутника. Вечерами мы наблюдали на небе за полётом спутника. Через некоторе время Советский Союз запустил спутник с собаками на борту, Белкой и Стрелкой. Восторгов было не меньше.
   Вернёмся к учёбе. Преподаватели остались прежние. Уроки проходили в обычном для нас режиме. Только на уроках математики ученики приносили интересные книги и хвастались Ираиде Сергеевне. Ираида Сергеевна любила с выражением читать книги в слух. Уроки вела грамотно и рационально. Оставалось пол- урока свободног времени. Она спрашивала у нас книги и читала нам. Нам это нравилось и мы были довольны такой учёбой, как детям в детском садике. Ведь в детские садики никто из нас не ходил и мы были не долюблены детским садиком. Для начала прчитала книгу  "Витя Малеев в школе и дома ". В классе был один Витя Гачегов и мы все имели ввиду его и что книга о нём. В книге у Вити Малеева был друг, собака по кличке " Лобзик " Многие, у кого были щенки, называли шенков Лобзиком. Кто-то из учеников пошёл ещё дальше и принёс сборник  " 1001 и одна ночь объёмом около 1000 страниц ". Книга была прочитана и мы привыкли к такой учёбе. Я был обеспокоен тем, что как мы сдадим экзамен. Ираида Сергеевна пообещала на экзаменах нам подсказать.
   Учебный год подходил к концу. После уроков мы оставались на консультации. На уроках повторяли пройденный материал. Решили все экзамены прошлых лет. Решали крнтрольные работы. Выводились оценки за четверть и весь учебный год. К экзаменам все были допущены. Велась активная подготовка к экзаменам. После уроков продолжали ходить на консультации. Ираида Сергеевна находила провакационные билеты и сложные формулы. Мы всё это записывали в тетрадку. Накануне экзаменов по совету Лидии Киприяновны ложились спать раньше. Вроде успех был гарантирован.
   Наступил день письменых экзаменов по алгебре. С района приехали незнакомые учителям инспекторы. Материалы экзаменов были опечатаны в конвертах. Вскрывать разрешалось за час до экзаменов. Ираида Сергеевна средка выходила к нам мрачная и говорила, что всё ещё не вскрывали конверт. Комисиия была намерена проверить и учителей.По их мнению грамотный учитель должен был решить материал экзамена за 30 минут. Наконец-то вскрыли конверт. Мы были в коридоре и ждали. Начало экзамена затянулось. Нас это стало настораживать. Ираида Сергеевна с большим трудом решила экзамен. Весть нас не обрадовала. Потом нас пригласили в класс. На экзамен отводилось часа два. Время вроде  достаточное. Школьная прграмма была оставлена старая, а экзамен проходил по новой прграмме. Во всех школах прграмма была новая, кроме нашей. В районо видимо знали об этом и поэтому послали строгих и грамотных инспекторов. В учебниках это материал был. Но где-то был изъян. Мы сиделили и решали задачу около двух часов. Ираиде Сергеевне не было шансов подойти хоть к одному из нас. Мы бы тогда по цепочке своими методами помогли другим. На два вопроса я написал в первые минуты. Всё решал третий вопрос- это задача . Если задачу решил, два остальных неверно, то тройка была обеспечена. В голову приходили разные мысли и варианты решения. На последних минутах решил последний из моих вариантов и переписал на чистовую, едва успев проверить. После экзаменов состоялся педсовет во главе комиссии. После педсовета нам зачитали результаты экзаменов. Сдали экзамен Виктор Гачегов, Иван Меньщиков и я. Остальные остались на осень. Мне больше всего было жаль Зою Деменеву. Она же училась успешно. Зоя была старательная девочка и могла успешно сдать осенью. Но я с тех пор её больше не видел и не знал, как она сдала экзамен. Вины Ираиды Сергевны не было . Она была грамотный учитель и позднее до выхода на пенсию, учила в Менделеевской средней школе и была заслуженным учителем.
   Учебный год закончился. Хочется поблагодарить всех учителей Тимшатской семилетней школы. Расставаясь, хочу кратко рассказать о дальнейшей судьбе учителей и некоторых школьников.
   Якимова Анастасия Степановна в данное время живёт в посёлке Оверята. Чечкина Ольга Семёновна живёт в Карагае. Лидия Киприяновна вышла замуж за Василия Гилёва и в данное время её нет в живых. Чирухина Нина Ивановна перешла работать на Шумиху директором школы и тоже нет в живых. Ираида Сергеевна перехала в Менделеево и 8 мая 1917 года похоронили. Марии Кузьмовны нет в живых. Фёдора Степановича нет в живых. Вечная память ушедшим учителям. Светлые были люди.
   Из учеников Виктор Гачегов уехал к отцу в Златоуст. Окончил техникум и работал токарем на военном заводе. В данное время нет в живых. Юрий Иванович уехал в Курган и в 2015 году случился сердечный приступ и умер. Иван Андронов в 80-х гдах жил в Менделеево. После уехал в село Козьмодемьянское и там вскоре умер. Зоя Деменева жила в Перми и попала пд трамвай и осталась калекой. Лет десять назад умерла. Её брат Боря живёт в деревне Володино среди зарослей . Все деревни не жилые и заросли лесом. Погибла вся Сюрвинская " малая цивилизация". Боря упорно не покидает свой родительский дом. Боря был женат на молодой Тимшатской учительнице. Работал в колхозе шофёром. Поздно вечером сбил пьяного человека и был осуждён. Жена его ждать не стала и уехала домой. После заключения работал на Кразе. Потом уехал в родную деревню и снова женился. Взял жену с ребёнком. Однажды Боря пошёл на охоту с Мишей Гачеговым и убили лося. За незаконный отстрел снова попал в заключение. Боря взял всю вину на себя. Пока отбывал срок, гражданская жена пила и нагуляла ребёнка. Однажды оставмв детей дома, она вернулась домой пьяная. Ключи из кармана достать не могла и замёрзла на крыльце.  Боря вернулся из заключения и с тех пор живёт один.
   У Ивана Меньшикова мать имела семилетнее образование. Отец у неё был Фёдор Петрович. Работал ветеринаром. Он часто приезжал к нам в деревню. Фёдор Петрович был братом Андрею Петровичу. Фёкла работала кладовщиком. Жила Фёкла против Анастасии Степановны.  У Фёклы своей бани не было и Анастасия Степановна частенько мыла в бане маленького Ивана, а позже и его брата Петю. Фёкла была бойкая женьщина. Мужа у неё не было. Они дружила с Анастасией Степановной. Иван был заботливым мальчиком и помогал матери по дому. Фёкла была очень довольна Иваном и не хотела отпускать Ивана из дома. У Фёклы было пятеро детей. У Ивана отец был Пермитин Игнат от Исаковых. Пермитин Игнат в своё время работал секретарём Тиматского сельсовета. У Пети был отец Терёхин Иван, муж Ольги Семёновны. Пётр Иванович часто бывает у Ольги Семёновны. Его сестра живёт в одном пятиэтажном доме с Ольгой Семёновной.
    Иван  Меньшиков учился в Рождественской средней школе вместе со мной в одном классе. После окончания школы поступил в институт. На стипендию жить было трудно.  Он оставил институт И поступил в училище на токаря.После окончания училища работал в Перми  на военном заводе токарем. Потом призвали в армию и служил в ракетных войсках в Воронеже. Псле службы в армии, приехал в Пермь на свой завод . Потом с другом уехали в Харьков на турбинный завод и там женился. Матери выслал фотографию жены и мать не захотела, чтоб он с ней жил. Иван много лет не приезжал домой. После с женой развелись. Остался взрослый сын. Однажды пришёл навестить сына, а у жены другой муж. Иван приехал домой и устроился в колхозе токарем. Из Ивана получился классный токарь- универсал. На выходные приходил домой в Тимшата. Мать Фёкла жила во Фролах. Иван стал часто выпивать. Стал гнать самогон. Однажды пришёл домой сильно пьяный и затопил железную печь. Печь стояла очень близко возле кровати. Ночью дом загорелся и Иван сгорел вместе с домом. На кровати нашли только косточки. Мать собрала косточки и похоронили Ивана на Рождесвенском кладбище.
   Пётр Иванович окончил техникум. Какое-то время работал на Пермской ГРЭС. после приехал во Фролово и устроился директорм Рождественског дома культуры. Проработал несколько лет. Руководил хором ветеранов. Играл на гармошке. Старался научиться играть, как играл мой брат Степан, не смог. Потерял слух и уволился. Сейчас он на пенсии и живёт в деревне Фролово. Пётр с женой вырастили шесть сыновей. Пётр всё время выводил сыновей на зарядку. Вели здоровый образ жизни. Пять сыновей стали военными. Лет пять назад умерла жена. Пётр чтит память о жене и не женился. Многие женьщины предлагали ему руку и сердце, но он отказался.
   Многие ученики по окончанию нашей школы разъехались по разным уголкам нашей необъятной страны. С некоторыми созваниваемся по телефону и общаемся в соцсетях. При написании этой рукописи с многими вспоминали наши очень трудные послевоенные школьные годы. Хочется поблагодарить Черных Надежду Николаевну и Пермитину Зинаиду Ивановну, а ткже нашего классного руководителя и воспитателя, Якимову Анастасию Степановну за предоставленные сведения о себе.
   Хочется поблагодарить весь коллектив школы, в том числе учеников, за совместную учёбу и дружбу в нашем коллективе. До встречи в Рождественской школе.
                                             Конец пятой части.
   
  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»