В центре

Вселенной

 

Ярославлево

 

Горбунова Любовь Николаевна Пирагов Константин 

МБУК «Рождественская сельская библиотека им. Ф Павленкова»
Конкурс «Привлекательный образ деревни»

Номинация: «На глобусе моей деревни нет»

Деревня в сердцах людей

Страницы истории деревни Ярославлево

Первомайского сельского совета

Автор: Пирогов Константин,  с. Воскресенск

Руководитель: Горбунова Любовь Николаевна

Рождественск- 2018

 

Содержание
Введение………………………………………………………………  3
1. Деревенские истоки………………………………………………….5
2. Годы тяжелых испытаний…………………………………………..6
3.Деревня в 60-x - начале 70-х гг. XX века…………………………...7
4. Деревенское детство…………………………………………………8
5. Почему исчезла деревня……………………………………………10
6. Деревня в сердцах людей…………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………….12
Приложение 1,2,3,4,5.

 

Введение
  Родственные корни моего дедушки, Пирогова Ивана Андреевича, связаны с деревней Ярославлево, которая была расположена в трех километрах к югу от села Воскресенска. Сегодня этой деревни нет на топографической карте, но каждый односельчанин знает, где именно находилась деревенька, потому что в наши дни- это любимое место сбора грибов и ягод, отдыха местных жителей и гостей села.
Проблема. В любом семейном торжестве в нашей семье всегда заходит разговор о деревне Ярославлево. Я слышу эти разговоры с того самого времени, когда начал понимать смысл высказываний, сожаление и грусть в голосах моих родственников об их малой родине. После каждой такой встречи стало возникать все больше вопросов: «Почему через столько лет деревня продолжает оставаться в сердцах людей? Что заставляет их каждый год посещать места, где прошло детство, юность, взрослая жизнь? Почему память хранит так много подробностей той жизни, заставляет делить ее на две части: в деревне и в селе?» Эти вопросы я задавал себе еще год назад. После изучения курса истории России XX века в 9 классе, я понял, что исчезновение деревни Ярославлево- это малая частичка аграрной политики государства в 60-е- 70-е гг. прошлого столетия. В материалах школьного исторического музея оказалось лишь несколько скупых строк и фотографий о прошлом деревни. Я сделал вывод: «Чтобы понять, необходимо начать собственный поиск информации о тех далеких днях».
Цель.  Определение собственной позиции причин исчезновения деревни Ярославлево Первомайского сельского совета.
Задачи.
1. Собрать подробный материал об опустевшей деревне Ярославлево.
2. Составить сравнительный  анализ мнения местных жителей и государственной политики по отношению к деревне.
3. Систематизировать материал для школьного исторического музея в форме исследовательской работы.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости срочного сбора материалов, потому что с каждым годом воспоминания стираются в памяти, документы исчезают, люди уходят из жизни.
Новизна- использование первичных источников (устных и письменных воспоминаний, фотографий, планов), нигде ранее не опубликованных.
В ходе исследовательской работы был собран материал из различных источников: личных архивов жителей села Воскресенска, устных и письменных воспоминаний, Книги памяти «Вклад воскресенцев в дело Великой Победы»,  «Материалы по сбору исторических сведений про с. Воскресенск и его деревень» исторического музея школы, сети Интернет (http://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-prichiny-ischeznoveniya-dereven-kolosovskogo-rayona-omskoy-oblasti-v-1950-1980-e-gg).
Объект  исследования: прошлое деревни  Ярославлево.
Предмет исследования: причины исчезновения деревни.
Практическая значимость работы состоит в объединении бывших жителей деревни вокруг поиска, их заинтересованности, возможность оформления альбома, дополнительной базы данных в школьном историческом музее, использование материалов на уроках истории. .
Методы исследования: интервьюирование, ознакомление, обработка записей интервьюирования.
Цель работы выполнена через последовательное решение всех поставленных задач.
Место проведения исследования: село Воскресенск, школьный исторический музей, сельская библиотека, дома бывших жителей д.

Ярославлево.
 Время: октябрь-  январь 2018 года.
1. Деревенские истоки
Деревня Ярославлево располагалась в трех километрах к западу от села Воскресенска, дома стояли на трех улицах  по берегам речушек Войм и Дювашерка с чистой родниковой водой. Жители занимались крестьянским трудом: пахали землю, собирали богатые урожаи зерна, держали коров, лошадей, свиней, ловили хариусов и аргышей в местных речках, собирали грибы и ягоды, охотились на диких зверей и птиц.
В 1909 году в Воскресенской волости существовало 60 деревень. Среди них- деревня Ярославлево, которая насчитывала 20 дворов. 
В 1918 году гражданская война докатилась и до этой далекой деревеньки. Жители разделились на белых и красных, воевали друг против друга и армии белого адмирала Колчака. Об этом говорят братские могилы в окрестностях села и воспоминания Пескова Михаила Даниловича, активного участника гражданской войны.
В начале 30-х гг, в деревне Ярославлево был создан колхоз имени Ворошилова, одного из командиров Красной армии в годы гражданской войны. После объединения колхозов из семи хозяйств осталось одно- колхоз «Красный пахарь» в селе Воскресенске . В него вошел и колхоз Ворошилова, который стал одной из бригад большого хозяйства. Женщины работали на молочно- товарной ферме. 
 Следующее упоминание о деревне датируется 1943 годом в числе продолжавших существовать пятнадцати деревень. Количество дворов не указано. В Ярославлево была кузница, где ремонтировали плуги, бороны, разный хозяйственный инвентарь, подковывали лошадей. Был конный двор. Основные работы и поездки выполнялись при помощи лошадей. На току сушили колхозное зерно в период уборки урожая на полях, увозили на хранение в большой амбар, на станцию Григорьевская для сдачи государству.


2. Годы тяжелых испытаний
Великая Отечественная война оборвала мирную жизнь деревни Ярославлево. Все мужчины, которые могли держать оружие, отправились защищать свое Отечество, свою малую родину. Одиннадцать человек геройски погибли на полях сражений. Это Батин Дмитрий Владимирович, Батин Егор Васильевич, Батин Павел Владимирович, Батин Федор Тимофеевич, Максимов Афанасий Матвеевич, Одинцов Григорий Николаевич, Одинцов Ефим Николаевич, Одинцов Михаил Николаевич, Одинцов Степан Николаевич, Пирогов Александр Маркович, Пирогов Андрей Иванович.  Их имена сегодня расположены на стеле в центре села.
Женщины, дети, старики изо всех сил помогали фронту, старались своим трудом приблизить победу над врагом. Они распахивали и засевали каждый свободный участок земли, чтобы отправить на фронт как можно больше хлеба, собирали теплые вещи, готовили посылки. Дети после школы запрягали лошадей и возили навоз на поля, летом на волокушах, верхом на лошадях подвозили копны к стогам, гребли сено, помогали ухаживать за скотом. Деревня с честью прошла тяжелые испытания, выполнила свой долг перед Родиной.
Среди немногих вернувшихся с фронта был мой прадед Бажин Андрей Захарович. Он снова стал трудиться в родном колхозе, был хорошим охотником. Приносил домой уток, лис, зайцев, ходил даже на медведя.

 3. Деревня в 60-е – начало 70-х гг. XX века
Более подробную информацию о деревне Ярославлево удалось собрать за 60-е- начало70-х гг. XX века, потому что поколение моих родственников и односельчан проживало в Ярославлево именно в эти годы.         «Деревня  состояла из 19 дворов, конного двора с пятнадцатью лошадьми, коровника,  амбара, тока, клуба. В хозяйстве трудилось 11 мужчин, 21 женщина. Количество  домов за шестьдесят лет почти  не изменилось. Можно сделать вывод, что  крестьянские хозяйства были крепкими, несмотря на тяжелый труд, люди могли прожить там еще долгое время. В каждом дворе было по корове- кормилице, свиньи, овцы, куры. В летнее время работали на полях, а зимой возили навоз на поля, подвозили корма к ферме. После уборки урожая жители деревни устраивали праздники, варили бражку, мясо, готовили угощения, собирались в самом большом доме, справляли праздники: День урожая, Октябрьской революции. Пели песни, частушки, плясали под гармошку. Было очень весело.
Питались, в основном, деревенской пищей: в русской печке пекли хлеб, готовили наваристые мясные щи. Любили квашеную капусту, соленые грибы. Пекли пироги, картофельные и сметанные шаньги, сырники, стряпали пельмени»
«Жили в те времена дружно, во всем помогали друг другу. Помочью (все вместе) строили дома, ходили на покосы. Утром всех собирал на работу удар молотком по куску рельсы, висевшей возле разнарядки (домика, где распределяли утром работу). В кузнице ремонтировали вилы, лопаты. Иногда в деревню приезжал магазин, где торговала Нина Петровна Пескова ( Сегодня ее дочь, Татьяна Григорьевна Мацола, работает директором школы). В основном, покупали платки, ткани. Собиралось много народа. Иногда в клуб привозили кино».

4. Деревенское детство
С особенной теплотой и грустью вспоминают жители опустевшей деревни свое детство. Детей в Ярославлево в конце 60-х гг. было 27 человек. Из воспоминаний Русиновой Татьяны Андреевны, 1959 года рождения: «Детство, которое прошло в этой деревне, забыть невозможно. Родилась я не в больнице, а прямо дома, и назвали меня Татьяной. Садика у нас не было, поэтому воспитывалась я бабушкой и дедушкой. Нас у мамы было четверо. Жили все дети в деревне дружно, носились, как ветер по деревне и играли вместе. Мы с мальчишками- в футбол, а они с нами- в клетки (маленькие домики, выстроенные в лесу из веток). Еще любили лапту, вышибало, качаться на качелях. Но самая веселая игра была в прятки на конном дворе. С радостью катались на лошадях, когда разрешали взрослые. Однажды зимой у почтальона украли  кошеву (легкие нарядные сани со скамейкой спереди), все в нее залезли и помчались с горы, довольные до бесконечности. Летом всей гурьбой ходили собирать ягоды. Если были далеко от дома, а банка набиралась полной, то кулаком делали ягодное пюре, съедали и снова собирали.
Но мы не всегда развлекались. Много приходилось трудиться, помогать взрослым. Убирали сено, наводили порядок дома, пололи в огородах. У меня была подружка, Надя Пирогова. Если мы оставались дома одни, то сначала поможем друг другу быстро закончить все дела, только потом мчимся играть.
В нашей деревне всегда было чисто, и детвора любила бегать босиком по теплой земле и траве, особенно после дождей.
Походы в школу- это особая история. Когда мне пришло время идти в первый класс, мама проводила меня до школы, оставила в коридоре и пошла в другое здание, расположенное в конце села, со старшими детьми. Обратно я уже шла одна лесом, три километра. После собирались и шли все вместе, особенно зимой. Ребята зажигали факелы, так шли до села. Боялись темноты
и волков.  Иногда мама подвозила нас на лошади. Школьным интернатом пользовались только в период половодья».
Вспоминает Бурдова Надежда Андреевна: « Родители заботились о нас. Речку нужно было переходить в нескольких местах, и везде были построены мостики. Я была младше всех, и часто не хотела идти в школу. Старшие ребята ломали ивовый прут и гнали меня перед собой, но никогда не оставляли одну. Однажды летом мы поссорились со своей подругой Таней Батиной, и она толкнула меня с мостика в речку Войм. Вода была очень холодной, было глубоко, потому что в этом месте набирали воду. Я начала тонуть. В деревне не было взрослых, все ушли на работу. Подружка испугалась, бросилась за старшими ребятами. Все это время я ныряла, отталкивалась от дна ногами и хватала ртом воздух. Прибежали мальчишки и вытащили меня из воды. С тех пор Таню стали называть Коза, а меня- Утка». 

5. Почему исчезла деревня
Мнение  жителей
Деревня Ярославлево была ликвидирована в документах Первомайского сельского совета в 1975 году. Сегодня в Воскресенске проживает 13 бывших жителей той деревни.  Трудная деревенская жизнь закалила этих людей, научила их труду и бережливости. Их дома отличаются добротностью, ухоженностью. Каждый предмет в них на своем месте.  Пять человек охотно откликнулись на мою просьбу поделиться материалами из домашних архивов и воспоминаниями, четверо из них- мои родственники. Остальные респонденты еще не закончили эту работу. Меня поразила радость, удивление, чувство ответственности, с которой жители исчезнувшей деревни отнеслись к восстановлению истории  своей малой родины. Например, Батин Владимир Васильевич  начал составление плана деревни и картотеку каждого дома: сколько было членов семьи, имена, фамилии, где живут в настоящее время.
Все бывшие деревенские жители называют следующие причины исчезновения деревни Ярославлево:
1. Желание создать своим детям условия для нормальной учебы в школе.
2. Стремление жить рядом с элементарными условиями (магазин, почта, больница, школа, Дом культуры).
3. Возможность выезжать по необходимости за пределы Первомайского сельского совета.
Но все они уверены, что наличие хорошей дороги и работы в деревне смогло бы остановить ее вымирание.
Государственная политика
1. Аграрная политика КПСС в 60-х — середине 80-х годов, основанная на дальнейшем огосударствлении, централизации и концентрации сельскохозяйственного производства, на экстенсивном
развитии промышленности, привела к окончательному раскрестьяниванию российской деревни, к отчуждению крестьян от собственности, превращению их в наемных рабочих. Развернувшиеся в 50 — 60-е годы процессы укрупнения колхозов, преобразования колхозов в совхозы, сселения «неперспективных» деревень ускорили трагедию раскрестьянивания. Введение весной 1966 г. гарантированной оплаты труда колхозникам стало фактом состоявшегося раскрестьянивания. Колхозники наряду с рабочими совхозов и рабочими промышленности стали получать заработную плату из государственного бюджета. Введение гарантированной денежной оплаты было тем рычагом в условиях отказа от внеэкономического принуждения, которым государство пыталось удержать в деревне сельское население.
2. Новым этапом концентрации сельскохозяйственного производства и процесса раскрестьянивания явились с середины 70-х годов межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция, которые в партийных документах были объявлены важнейшим направлением стирания классовых различий между городом и деревней. Начало этому процессу было положено постановлением ЦК КПСС от 28 мая 1976 г. «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции».
3. Реализация стратегической задачи КПСС на ликвидацию различий между городом и деревней, базировавшаяся на идее преимущества государственной собственности по сравнению с колхозно-кооперативной и частной, на тотальном укрупнении, огосударствлении сельскохозяйственного производства привела к тому, что в 60-х — первой половине 80-х годов процесс монополизации государством собственности в сельском хозяйстве был завершен. Крестьянство перестало быть крестьянством в собственном смысле этого слова.
6. Деревня в сердцах людей
В разные края разъехались деревенские труженики: село Воскресенск, город Пермь, поселок Мысы, поселок Оверята, село Карагай, поселок Левшино. Все вместе собираются только в поминальную Троицкую субботу на могилах умерших родственников, но и здесь слышны воспоминания о родной деревне.
Борисова (Пирогова) Екатерина Андреевна: “В песне поется: «Уходит деревня в края луговые». Так и наша деревня стоит одинокая, грустная, никому не нужная». Екатерина Андреевна каждое лето ходит в места, где провела детство и юность, чистит родники, собирает грибы и ягоды, грустит о годах, проведенных в Ярославлево.
Русинова (Пирогова) Татьяна Андреевна: « Частенько, особенно летом, хожу на свою малую родину, деревню Ярославлево, смотрю на заброшенные поля, собираю грибы».
Батина Нина Павловна: «Я снова хочу видеть мою деревеньку красивой, всю в черемухе, и всех людей, которые были рядом со мной в мои лучшие годы. Но, увы, этого уже никогда не будет. Ходила туда, пока могла. В нашей деревне всегда было чисто- залюбуешься. Если довелось бы в деревне пожить, были бы силы,- поехала , не раздумывая. Но, увы… Осталось только вспоминать».
Заключение

Работая над темой, мы собрали большое количество материала. А люди все продолжают нести фотографии, воспоминания, чертят схемы, делают зарисовки, останавливают на улице, чтобы что- то добавить.
  Я понял, что значит исчезнувшая с топографической карты деревня Ярославлево для ее жителей. Это самая лучшая часть их жизни, которую они всегда будут хранить в своих сердцах, никогда не смогут забыть.
Тщательно изучив и сравнив мнения бывших жителей деревни с аграрной политикой КПСС 1960-1980 гг., я определил  причины исчезновения деревни Ярославлево:
• Исчезновение деревни Ярославлево неразрывно связано с преобразованиями  советского государства в аграрной политике.
•  Развернувшиеся в 50 — 60-е годы процессы укрупнения колхозов, при которых в первомайском сельском совете из семи колхозов, каждый из которых имел молочно-товарную ферму, овцеферму, птичник, телятник, свиноферму, остался один- «Красный пахарь». Остальные становились бригадами, потеряв статус самостоятельности и уровня производства. Колхоз имени Ворошилова  реорганизовался в бригаду колхоза « Красный пахарь».
• Статус бригады не позволил иметь свои транспортные средства, строить дорогу, создавать условия для более комфортной жизни людей.
• В бригаде преобладал ручной труд.
• Значительно уменьшилось количество молодежи, желавшей остаться работать в деревне.

Источники

1. Батин В.В. Устные и письменные свидетельства, схема расположения домов и улиц деревни Ярославлево.
2. Батина Н.П. Письменные свидетельства, фото.
3. Бажина Н.А. Устные свидетельства, фото.
4. Борисова Е.А. Устные и письменные свидетельства, фото.
5. Книга памяти «Вклад воскресенсцев в дело Великой Победы». Исторический музей Воскресенской основной школы. C. 5
5. «Материалы по сбору исторических сведений про с. Воскресенск и его деревень».  Исторический музей Воскресенской основной школы. С. 32
6. Материалы Воскресенской сельской библиотеки.
7. Пирогова Г.К. Устные и письменные свидетельства, фото.
8. Пирогов И.А. Устные и письменные свидетельства, фото.
9. Русинова Т.А. Устные и письменные свидетельства, фото.
10. http://you1917-91.narod.ru/nikitaeva_ischez.html.
11. http://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-prichiny-ischeznoveniya-dereven-kolosovskogo-rayona-omskoy

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»