В центре

Вселенной

 

Деревня Постаногово

 

Постаногов Е., Постаноговы из деревн Постаногово: Исследовательская работа/Елисей Постаногов, Н.В. Постаногова, Л.М. Постаногова .- 2020, д.Фролово .- 32 с.

Исчезнувшая бабушкина Родина

                 Время идет, не стоит на месте.  Мне очень хочется найти родственников, о которых я напишу в этой статье. Может, кто-то из них прочитает в соцсетях мою статью и откликнется.        Я очень на это надеюсь! Я думаю, им будет интересно побывать на родине предков. Что подтолкнуло меня написать эту статью. Я давно вынашивала идею начать поиски родственников. Иногда забивала их фамилии в поисовик соцсетей в интернете, но все было безрезультатно.       Все видимо идет своим чередом.
В марте этого года я посетила зональный практический семинар «Как составить родословную», который состоялся в Дмитриевской библиотеке имени Ф. Павленкова в нашем Ильинском районе. Вела семинар Н.В.Красноперова, член Правления Уральского историко-родословного общества, руководитель консультационного центра в г. Пермь. Наталья Васильевна учила нас, как работать в архивах и в каких источниках можно искать сокровенные данные о своих предках. Она подарила  Ильинской библиотеке имени А.Е.Теплоухова книги о том, как составить генеологическое древо своего рода. Ведущая семинара привезла с собой, в качестве яркого примера, огромное генеологическое древо, которое сосавил мужчина в 82 года, да  еще и книгу написал о своем роде.
   На семинар приехали О.П.Вяткина и Л.М.Постаногова, библиотекари с моей родины из Рождественской стороны. И они заговорили со мной о родине моей бабушки, деревне Постаноговой. Попросили написать воспоминания для чьей-то исследовательской работы. И вот что из этого получилось. 
   Есть в окрестностях села Рождественского, что в Карагайском райне место, которое называют Постаноговским угором. Это самый высокий берег реки Обвы. Река в этом месте делает крутой изгиб и глубоко изрезала землю.
    Угор называют Постаноговским, потому что, там была деревня Постаногова. Когда я была маленькой, мы с ребятами ходили через это место купаться и на рыбалку. А в августе всегда останавливались поесть ягоды черемухи.  Всегда меня это место по осбому притягивало и возникало ощущение, что я когда-то там была. И черемуха казалось особо вкусной.  А секрет в том, что моя бабушка Деменева Клавдия Андреевна, (в девичестве Постаногова)

была родом из этой самой деревни. Из этого следует, что работает генетическая память. Бабушка показывала мне место, где стоял их дом. Она узнала свою родную усадьбу по черемухам, которые росли под окнами и по  остаткам сруба колодца (он был во дворе), котрые торчали из земли.  А еще иногда мы ходили с бабушкой собирать хмель, котрый в то время,  еще рос в логовой части.
    Родилась моя  бабушк 21 декабря 1908года. В копии свидетельства о рождении  написано, что родилась она в деревне Постаноговой. 

    

Прочитала в книге Шумилова Е. «Тимошка Пермитин из деревни Пермяки», что  в середине      19 века  в деревне Постаноговой было всего два двора и в обоих проживали Постаноговы.

Вот и бабушка мне говорила, что в их деревне были почти все Постаноговы. 
     Она много рассказывала о своей родной деревеньке. Теперь я сожалею о том, что ничего не записывала. Ведь незаписанная мысль - потерянная мысль. У родителей бабушки: Постаногова Андрея Васильевича  и Кристины Павловны детей было пятеро: Клавдия, Сергей, Александра, Наталья и Таисья.  Да простит меня мой прадед, по словам бабушки, любил он иногда крепко выпить спиртного. У захмелевшего, характер  был скверным. Когда это случалось, то все члены семьи старались уйти из дома. Однажды, рассказывала бабушка, она  не успела сбежать от отца и спряталась в сундук, котрый стоял в сенях. А родитель обнаружил ее там, по  клочку дубленки в притворе сундука. Бабушка выпрыгнула из укрытия. Отец схватил ее за шубу, а она взяла и скинула ее с себя, благо, что не успела ранее ее застегнуть. За что так прадед гонял свою семью? Видимо решал какие –то свои личностные проблемы.
       Бабушка рассказывала, что река Обва в те времена была богата рыбой. И поэтому она была одним из главных продуктов на их столе. Мать очень часто пекла рыбные пироги. Учитывая характер отца, пирог нельзя было трогать до его прихода. Он порою очень поздно приходил. Мать, не дождавшись отца, отрезала маленький кусочек и делила на всех детей. А «гуляка», только мол глянет, что пирог не целый, да и «запустит» его в стенку. Так бывало много раз. Не помню, в каком году, но прадед  ушел из семьи и жил в деревне Осетры или Шавшуки. Чтобы знать точно, надо поискать в архивах. В тех местах тоже жили Постаноговы.
      По словам бабушки, в деревне жили зажиточные, богатые люди.

Ее подруга Рая была из богатой семьи и жила неподалеку в красивом доме, с большими красивыми воротами. Бабушка вспоминала, как однажды поссорившись с Раей убегая, притворила ей руки в притворе ворот, которые были тяжелыми и плотно закрывались. Я помню, они с Раей долгие годы переписывались. Жила она в г. Копейске. Письма, к сожалению, не сохранились, а вот фото Раи я нашла в альбоме.
        Рассказывала бабушка про гражданскую войну. Ей в ту пору было чуть более десяти лет. Власть в деревне менялась по несколько раз в день. Однажды за деревней застрелили женщину. Из-за постоянных перестрелок родственники не смогли похоронить ее. Война - войной, а свиньи свободно разгуливали по деревне. Так вот они тело убитой женщины почти полностью съели.
     Чаще всех к нам в гости приезжала младшая сестра бабушки Таисья. Жила она в поселке Полазна, Добрянского района. Мы с сестрой Галиной,  всегда были очень рады ее приезду, т.к. она привозила много подарков и обязательно новые платья. Тетя Тася, так мы звали ее, считала себя очень образованной и интеллигентной. Она много читала книг. Всегда наносила очень яркий макияж. Да простит меня она, но характер у нее был сложным. Любила она пошуметь, да критиковать. А бабушка говорила про  сестру, ой мол смотрите, вылитый Андрей Васильевич характером - то. Бабушка всегда держала домашних животных. Картошку животным варила в русской печи в чугунках. Были эти чугунки всегда черными от сажи. Тетя Тася приезжала и упрекала бабушку, чего мол, Клавдя, чугунки у тебя черные. А затем пыталась их почистить, но не тут-то было. Как их почистишь, если их каждый день в печь ставят, даже когда еще дым в печи. Бабушка с ней бранилась, пытаясь усмирить гостью.  Дом наш в Устинятах был на самой окраине у леса. Тетя Тася  садилась на крыльцо, подолгу любовалась природой. А затем причмокивала  губами и сожалела о том, что она не художница. А то бы, говорила,  картину красивую написала бы. Был у нее сын. Звала она всегда ласково – Юрик. Он с женой Сталиной, детьми Сережей и Мариной жили в Прибалтике, по – моему в Литве. Она изредка ездила к ним в гости. Была т.Тася хорошим рассказчиком и интересно рассказывала о поездках.  Однажды она шла пешком, а рядом проезжал мужчина на лошади. Тетя Тася говорит, что он по - литовски кричит ей «лабас», « лабас», «лабас».  Она  посмотрела вокруг,  нет никакого «лабаса». А он, оказывается, предлагал сесть ей в повозку.

Мне запомнилась расставание  с ее внуком  Сережей, на каком-то мосту. Было нам в ту пору лет по 6-7. Они уезжали, а мы с Сережей за руки друг другу вцепились и не хотели расставаться. 

 


    Сестра Шура жила в Омске. Муж ее Тетерин Григорий Иванович был военным. У их единственной дочери Валентины были девочки двойняшки Оля и Лена Бирюковы.

Приезд  омских гостей  тоже был всегда праздником. Они привозили шоколадные конфеты в красивых дивных обертках и много других вкусняшек. А нам в деревнев то время, всегда этого так не хватало. Когда т. Шуры не стало, дядя Гриша очень горевал, писал бабушке письма, полные  отчаянья. Он посылал нам посылки. А в посылках  одежда и бувь. Я помню, как мы обувались войлочные ботинки на шпильках и «рассекали» по родным Устинятским угорам.
       Сестра Наталья со своим мужем Николаем Баяндиным, жили в Перми. Было у них двое детей. Дочь Тамара  и сын, я не помню как его звали. Они к нам не приезжали и я о них почти ничего не знаю. Я однажды решила у них остановиться на ночлег, когда поступала в кульпросветучилище.Встретили меня там  прохладно.

      Брат Сергей с женой Клавдией жил в г. Краснокамске.  Было у них трое детей: Владимир, Людмила и Виктор. 

А еще бабушка говорила , что либо Сергей, либо прадед жили во Фролах с молодой женщиной. Я не буду называть ее имя, вдруг ошибаюсь и обижу человека и его родственников. Надо тоже это проверить, пообщаться с роственниками, в архиве поработать. В семье д.Сережи я была однажды, в 1979 году, когда поступала в Культ- просвет училище.  Как – то прохладно меня встретили. И вот такая разочарованная я и уехала от родственников. Помнится, сестра Галина переписывались с Людмилой. Возможно краснокамские родственники жили по адресу: ул. Школьная, д.20, кв. 46 (может не точым быть адрес). Я писала им, но  ответа не получила и письмо назад не вернулось. Помню, что очень теплой у бабушки была переписка с  племяником Владимиром. Свидетельством тому являются теплые слова, написанные на фотографиях. Володя с женой Ниной и дочерью Катериной жили в Кирово – Чепецке.
         Бабушка вышла  замуж за  Деменева Алексея Прокопьевича в соседнюю деревню Устинята, которая была через поле от ее родной деревеньки. Родилось у них трое детей: Александр, Геннадий и Валентина, моя мать. У каждого из детей родилось по три ребенка. Дед был тоже из многодетной семьи. У него были братья Петр, Иван  и сестра Алевтина.  Дед и оба его брата ушли на войну. Братья вернулись, а  он погиб в 1944 году и похоронен в  братской могиле в Витебской области. 
Я сколько себя помню все у бабушки в Устинятах жила. Галя тоже, а Лена с 7 лет.  Бабушка Клавдия была очень мудрой. Она знала много разных историй, страшилок и мы любили зимними вечерами слушать ее истории про леших, лесных и домовых. Она знала пословицы и поговорки, которых я никогда нигде не слышала. Например: «Лошадь стоя кормишь – лежа ездишь. Лежа кормишь – стоя ездишь». Однажды меня сестра обзывала, я прибежала пожаловаться на нее. А бабушка задумалась, как будто ответ в  « архиве» поискала  и ответила мне: «У нее во рту, а у тебя не на - вороту». А т. Тася иногда говаривала бабушке, мол зачем тебе девки, мучаешься с ними, сдай их в детдом… Я помню, однажды бабушка произнесла  фразу, которая  в переводе на язык современных психологов звучит так: «Если не сможешь воспитать своих детей, то будешь воспитывать своих внуков». Вот  так и получилось в нашей истории.
         Шумилов Е. пишет в выше указанной книге: «У каждого из нас есть малая родина – то место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других – небольшое село, у третьих – маленькая деревенька. К сожалению, сейчас эти корни основательно забыты. Многие наши соотечественники даже не знают, откуда они родом, как звали их прадедов, не говоря уже о тех предках, которые жили  в XVII-XVIII веках и были основателями их фамилии. В последнее время, правда, начал пробуждаться интерес к прошлому».
   Вот и у меня проснулся этот интерес – узнать о своих предках, живших в XVII-XVIII веках. И появилось, щемящее душу и сердце желание  установить какой-либо памятный знак о  деревнеПостаноговой, исчезнувшей родине моей бабушки. 
                                                                                                                                              Наталья Владимировна Галиахметова


Дата последнего обновления страницы 30.07.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»