В центре

Вселенной

 

Горбунова Любовь Николаевна

 

 

Памятники истории и культуры Рождественского

 сельского поселения

                                       

Авторы: Анянов Вячеслав                                                                          

Постаногов Алексей

Рождественск-2008 г.                                                                                                                                  

  В 2006 году три села: Рождественск, Воскресенск и Фролы объединились в одно Рождественское поселение. Каждое из этих сел имеет свою историю, которая заложена в памятниках архитектуры и братских могилах

Археологические комплексы

 1. Рождественское городище

Принадлежит XII-XY вв. Родановская культура. Находится на высоком  мысу  левого берега р. Обва в 1 километре юго- западнее с. Рождественск. Площадка городища (около 20 тыс. кв. м.) защищена с севера высоким валом. В культурном слое (мощность его от 15 см. до 1,5 м.) найдено много орудий труда, предметов быта и украшений, в том числе топоры, рыболовные крючки, пилки, местная и булгарская красноглиняная посуда, золотоордынская и среднеазиатские монеты. В последние годы рождественскими и фроловскими школьниками на поверхности, вымытые вешними водами, обнаружены фрагменты изделий из кости, рога, бронзовая височная подвеска, флаконовидная пронизка (накосник для игл), голова медведя в жертвенной позе на камне.

2. Рождественский могильник

Находится в 50 метрах к востоку от Рождественского городища. Расположен вдоль края оврага. Первые раскопки провел в 1897 году Н.Н. Новокрещенных.Им обнаружено 12 бедных погребений в неглубоких могильных ямах с очень бедным инвентарем (железные крючки, посуда) и совершенно без вещей. Выше по оврагу находились богатые погребения, в которых были найдены серебряные маски, бусы, бронзовые украшения и другие вещи. Могильник использовался очень длительное время, на протяжении нескольких культур. В этом его ценность.

3. Открытие Рачевского городища

В процессе научных исследований в Карагайском районе учащимися Нердвинской средней школы в период 1994- 1996г. г. подвергалось изучению Рачёвское городище, расположенное по соседству с одноимённой, ныне уже не существующей деревней, на западном берегу озера Глубоящерка- бывшего русла реки Нердвы, левого притока реки Обвы. Памятник, имеющий размеры 150* 250 метров, в своей средней части распахивается, а по краям занят покосами. Он приурочен к прямоугольному мысовидному выступу, образованному очень крутым сильно заселённым склоном высотой до 20- 24 метров и большим глубоко врезанным оврагом, левый борт которого, в верховьях, очевидно, был подрезан с целью усиления его оборонительных качеств.

Дуговидно изогнутая полоса укреплений Рачевского городища достигала в длину 300 метров и в настоящее время полностью разрушена. Северо– западный конец её вскрыт  раскопом площадью 64 кв  метра, в результате работы расчищен участок оборонительного рва глубиной до 86 см и шириной до 4,8 м. Ров вмещал следующие находки: кости домашних и диких животных, фрагменты глиняной посуды, включая красноглиняную булгарскую, на гончарном круге. Среди находок - изделия из меди: пронизки,  подвески, обрезки медных пластин. Гораздо чаще встречаются железные предметы: наконечники стрел и копий, фрагмент замка, ключи, обломки ножей. Есть в коллекции и  костяные вещи: заготовки рукояток ножей, наконечники, огнива для кресал, льячки, каменные зернотёрки. Обращает на себя внимание крупный рыболовный крючок, величиной до 166 мм.

Были найдены стеклянные бусы булгарского производства и изделия из золота  (часть перстня и часть конской сбруи). Описанный памятник датируется X11 – X1V  в., его вправе рассматривать как торгово– промышленную колонию, принадлежащую выходцам из Волжской Булгарии, весьма активно в период X1 – X1V вв. осваивавшим Таёжное  Предуралье (Кудрявцев Ю.А. Отчет об экспедиции учащихся с. Нердва. Нердва, 2003г., с. 1-2)

Эхо гражданской войны

 

1. Слово о юном разведчике

В начале шестидесятых годов XX века юные краеведы Воскресенской восьмилетней школы, проходя по местам боев гражданской войны, собрали информацию о юноше- разведчике из села Нердва, который вместе со своими товарищами остался прикрывать отход своего отряда, но был схвачен и расстрелян белыми у моста через речку Войм в центре села.

Информация поступила от Рыжкова А.А., жителя села Нердвы, участника тех событий (письмо от 20 октября 1965 года). Подробные записи о тех боях  сделаны учителем истории и директором Воскресенской школы Барановым Сергеем Ильичем со слов участников гражданской войны в крае Андроновым Иваном Максимовичем, Песковым Михаилом Даниловичем и других.

Предположительно было установлено место могилы и сооружен небольшой металлический обелиск с ограждением и надписью: «Неволин Иван Павлович».

В восьмидесятые годы при строительстве шоссейной дороги обелиск был заменен на трехгранную металлическую пирамиду, увенчанную звездой и лавровыми листьями с надписью: «Вечная память героям гражданской войны. Неволин Иван Павлович».

2. Братская могила в центре села Воскресенска

«Много боев было за Воскресенск и его деревни в годы гражданской войны. Много полегло людей из Воскресенского отряда и красноармейцев в боях с белыми, которые  рвались через села Воскресенск и Рождественск в сторону железной дороги на станцию Григорьевская.

Несколько братских погребений было на полях. Жаль только, что места эти не сохранились, и  о них современное поколение не знает ничего. Одной из сохранившихся могил является братское захоронение в центре села Воскресенска, рядом с церковью. Есть устные воспоминания, которые передаются из поколения в поколение, что здесь похоронены рабочий Майкорского завода, комиссар Овсов Иван  Иванович, убитый, предположительно, выше деревни Савинята.

И еще, якобы, здесь же захоронен боевик Воскресенского отряда Фролов Степан Демидович. Другие слухи утверждают, что Фролов С.Д. вместе с другими товарищами похоронен на горе Туловал» (Песков М.Д. Воспоминания. Свердловск, 1968 г., с. 14-16).

Более точно известно, что в братской могиле похоронен первый пионер села Бурдов Аркадий, сын Бурдовой Анны Титовны- жены участника гражданской войны.

Пионер Аркадий умер от несчастного случая. Катаясь на льду речки Войм, он упал и скончался от сотрясения мозга. Как первого пионера его похоронили именно здесь. До этого случая братская могила уже была. В 1976 году вместо деревянного памятника был построен кирпичный, оштукатурен и побелен.

3. Память воинам 21 Мусульманского полка

«Эо произошло 6 февраля 1919 года. Село Воскресенск охранялось от белых ротой  двадцать первого Мусульманского полка и Воскресенским красногвардейским отрядом. Ротой командовал товарищ Шебалин Н.П. На вооружении роты были винтовки и один пулемет «Кольт». Охрана села была возложена на четыре заставы. Они были расположены на окраинах села.

Со стороны белых вели наступление местные отряды и Кузнецкий белогвардейский полк. Они были вооружены винтовками и пулеметом «Максим».

В час ночи белые пошли в наступление из деревень Головино, Савинята, Боровская, Петухово. Под покровом ночи противник вышел на «Большие поля» и пытался занять важный пункт- гумна. Обороняя этот участок и давая возможность отступить красным отрядам, двое воинов 21 Мусульманского полка пали смертью храбрых и были похоронены близ деревни Коновалово.

4. Братские захоронения времен гражданской войны в селе Рождественске и его окрестностях

Шла гражданская война.

      С весны 1918 года оживилась работа по претворению в жизнь мероприятий Советской  власти в Рождественской волости. В волостном исполкоме организовали партийную ячейку РКП (б) во главе с активными большевиками Иваном Ефграфовичем Старковым и Дмитрием Николаевичем Рукавицыным. Членами партийной ячейки состояли: Иван Осипович Теплоухов- председатель волостного исполкома. Николай Васильевич Безукладников- начальник отряда по борьбе с контрреволюцией и саботажем, Александр Иванович Пономарёв- руководитель чрезвычайной  комиссии и многие другие.  

     Чем больше приближался фронт к городу Перми, тем активнее выступали местные кулаки и другие противники местной власти. В декабре 1918 года кулаки, занявшие командные должности в десятом кавалерийском полку в селе Ильинском, склонили личный состав полка к вооруженному восстанию против советской власти.   

    На участке Рождественской волости, расположенном по соседству с Ильинским, складывалась чрезвычайно сложная обстановка. Отряду под командованием П. В. Безукладникова, насчитывающему 80 бойцов, приходилось вести бои с крупными силами белых.   

    Село Рождественское неоднократно переходило из рук в руки. В первых же боях отдали свои жизни члены Рождественского боевого отряда Старков Л. И.,Пономарёв А. Т. , Старков И. А. , Русинов И. Е., Меньшиков В. П., Постаногов П. А.

«Страшная картина раскрылась, когда снова освободили село от белых. На полях, в сугробах снега валялись убитые, замученные белые тела участников боевого отряда и мирных жителей. В их числе были: Миков Я. С., Пермитин И. П., Шилоносов С. Т., 75-летний старик Поморцев Д. Л., Пономарёв Т. И., и многие другие ».

   «7 марта 1919 года состоялись похороны сорока четырёх бойцов Рождественского отряда, 21 го Мусульманского и 61 го Рыбинского полков на центральной площади села Рождественска» - рассказывает своих воспоминаниях бывший боец Рождественского добровольческого отряда Д. С. Шилоносов. На братской могиле сооружён обелиск.

         Кроме того, братская могила павших воинов 21 го Мусульманского и 61 го Рыбинского полка находится в шестистах метрах от села, возле дороги, ведущая на станцию Григорьевская. На могиле сооружён памятник. Фамилии павших бойцов не установлены».  

Д. Осетры. На площади в центре ныне несуществующей деревни в 1967 г. установлен памятник на братской могиле красноармейцев, погибших в 1919 г.

 

Архитектурные памятники поселения

 

1. Рождественская Свято- Троицкая церковь

В селе была Христорождественская церковь, существовавшая с 1623- 1624 гг. Упразднена в XYIII веке.

Первая церковь, построенная в с. Рождественске, была деревянной и работала  с 1715 года до XIX века. В 1780 г. был заложен каменный храм. Его строительство было закончено в 1822 году. Освящена 15 января 1822 г. Сооружена на средства помещиков Лазаревых и Всеволожских. Прекратила службу с 1937 года. Официально была закрыта 27 июня 1939 года. Вновь начала свою работу в 1990 году.

2. Воскресенская православная церковь

 История села Воскресенска уходит своими корнями во вторую половину XYI века. По переписи Яхонтова в 1579 году оно называлось деревней Фёдорово.В ней было 14 дворов. По второй переписи Перми Великой Кайсаровым(1623-1624 годы)- деревней Нердвою, погост Воскресенский. Впервые  упоминается в писцовых книгах по переписи вотчин именитых людей  Строгоновых в 1700 году. Первый раз Воскресенское  показано селом, а не деревнею и не погостом по переписи 1715 года. Относилось оно к одной из вотчин Строгановых.

История религиозных зданий села очень богата. Первая православная церковь, построенная в YXII веке, была деревянной и к 1806 году пришла в негодность. Взамен в 1832 г. воздвигнута каменная на средства графа Г.А. Строганова. Архитектор- Трефил Тудвасев, крепостной Строгановых Закрыта 10 октября 1940 года и отдана под склад.

Вторая деревянная церковь была построена в 1801 г. 20 сентября 1836 года преобразована в единоверческую (кержацкую). Сгорела в 1865 году. Взамен в 1870 г. сооружена новая. Освящена 7 октября 1870 г..  Время закрытия неизвестно. Кроме того, в начале XYIII в. существовала Богородице- Казанская деревянная церковь.

   Заглядывая в далёкую историю, мы узнаём, что своим названием  село обязано церкви. В переписных книгах князя Гагарина за 1715 год читаем : « Село Воскресенское, в нем    церковь деревянного строения Воскресение христова; при ней поп Никита Анисимов            Теплоухов, дьячок, пономарь, сторож, просвирня». В третьей записи: « Село Воскресенское, церковь деревянная имени Воскресения                   Христова. Церковная мельница.  Дворов и изб- 66, жителей – 506». Позднее читаем: «В Воскресенском каменная церковь построена в 1832году вместо  деревянной иждивением графа Строганова трёхпрестольная.

       В записях того же Михаила Даниловича Пескова можно прочесть о событиях начала  Первой мировой войны 1914- 1918 гг.. Вот как отреагировала на нее местная церковь: »В церквах начались службы. Молились за царя- батюшку, за победу над неверной силой германской. Пели «Боже царя храни». Священники с амвонов молили Бога, просили помощи благовернейшему,  благочестивейшему Великому государю- императору- самодержцу всея Руси Николаю Александровичу и верноподданному его государеву воинству. Молили победу над германским супостатом.

До 10 октября 1940 года спешили люди со всех окрестных деревень в Воскресенский храм, едва заслышав звонкие церковные колокола. Крестили детей, слушали проповеди, молились, пользовались церковной литературой, вспоминали своих предков и просто общались у входа в церковь.

В одну из осенних темных ночей, ( по воспоминаниям старейших жителей села Желтовских Евдокии Леонтьевны, Стрелковой Александры Егоровны) жители близлежащих домов увидели отблески огня в окнах храма. Те, что были посмелей, решили посмотреть, что происходит внутри. Картина оказалась ужасной. Сложенные в огромные костры, горели иконы, церковные книги. Так местные органы власти выполняли распоряжение, полученное из центра. Были сброшены и отправлены на переплавку церковные колокола. Но кресты на вершинах куполов снять не мог никто. До сих пор один из них возвышается немым укором событиям прошедших лет. Часть сохранившихся икон, церковной утвари и оборудования долгое время хранили в своих сараях, на чердаках и в подвалах воскресенцы в надежде на возрождение чуда. Постепенно пришли в негодность эти ценнейшие для истории экспонаты. Какое- то время часть храма использовалась, как склад для хранения и продажи керосина. Затем его постигла участь многих памятников культуры в нашей стране- постепенное разрушение.

В 1990 году, ранним утром, над селом раздался гулкий грохот. Это рухнул вниз южный купол вместе с крестом. Односельчане, которые занимались домашними делами или шли на работу, остановились и замерли в недоумении. Это секундное затишье послужило как бы минутой молчания гибнущему храму.

 С какой бы стороны ни подъехал или подходил к Воскресенску, радует глаз путника памятник архитектуры XIX века, что стоит в центре села: красавица- церковь. Несмотря на разрушения, вызванные временем, природными условиями и варварством людей, она продолжает оставаться как бы сердцем населенного пункта, дающим силу выжить в самых сложных условиях.

Ежегодно, как только растает снег, идут к церкви учащиеся школы, жители и гости села. Они снова и снова любуются красотой храма, его величием и непокорностью. В дни религиозных праздников сюда приходят пожилые люди, чтобы сотворить молитву, поклониться святому месту. Рядом с храмом учащиеся и ветераны войны и труда села заложили парк в честь 55- летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и обнесли церковь изгородью. И школьникам, и жителям села надо попытаться задержать разрушение храма, оставить о нем как можно большую память, чтобы в лучшее для страны время построить такую же прекрасную сельскую церковь.

3. Религиозные здания на территории бывшего Фроловского сельского совета.

С. Паздниково. Свято- Никольская единоверческая церковь. Деревянное здание. Заложена 21 сентября 1898 года. Освящена 17 октября 1903 года. Сооружена на средства и пожертвования прихожан. Закрыта в 1939 году. Здание сохранилось до настоящего времени.

В двадцатые годы на территории  Тимшатского и Паздниковского сельских советов действовали 7 часовен: в д. Володино (Тимш.), в д. Бесмелята (Тимш.), в д. Петрята (Паздн.), в д. Подволошино (Тимш.)- здание

существует и ныне, в д. Сидорово (Паздн.), в д. Фролово (Паздн.), в д. Косотурово (Паздн.). Во время переписи 1858 года все часовни были действующими. Точное время их строительства неизвестно.

4. Возрождение

Радость и гордость рождественцев вызывает сообщение о восстановлении православной церкви в центре села, которой сегодня 207 лет. Она была построена в 1800 году и сохранилась лучше Воскресенской, потому что в здании и много лет находился Дом культуры. Работы по реставрации начнутся летом этого года.

В 2006- 2007 году ведется строительство нового храма- часовни иконы божьей матери, именуемой «Отрада и утешение» в деревне Старково на средства пермского предпринимателя Пирогова Игоря Николаевича,  местного уроженца. Часовня поражает своей красотой и украшает деревню. Она приковывает взгляд людей, проходящих и проезжающих мимо. Жители деревни и близлежащих сел надеются, что скоро не придется преодолевать далекое расстояние, чтобы молиться и приобщаться к  православным обрядам.

Автор проекта- архитектор Пермской епархии Вожженников Возрождение вековых традиций храмового строительства говорит об улучшении жизни односельчан и страны.

4. Дом управляющего Воскресенскими имениями

Строгановых

Важным историческим памятником Воскресенска и Рождественского поселения является каменный толстостенный дом с мезонином в центре села. Песков Михаил Данилович, описывая дореволюционный период местной истории, вспоминает: »Вековые липы росли в садах, на усадьбе графа Строганова, где стоит большой с мезонином каменный графский дом, в котором до революции жил графский управляющий Березин Василий Васильевич. Он ведал графскими лесами и землями».

Это здание напоминает нам о революционных событиях 1905- 1907 годов. «Революция 1905 года докатилась до Воскресенска осенью. Собирались мужики и говорили о свободе. Проявилась она в том, что под лозунгом «Свобода» зимой 1905- 1906 годов мужики поехали в графский лес, стали рубить лес и возить его домой. Некоторые навозили целые дома. И мой отец ездил и возил лес. Мужики, почуя свободу, рубили и возили лес, но власть оставалась старая, царско- помещичья. По их закону это называлось самовольством, грабежом. Лесная стража задерживала мужиков в лесу, отбирала топоры и пилы, а у тех, которые уже везли лес, на дорогах рубили гужи- упряжку. Особенно отличился в этом деле лесник Ванька Андреев по прозвищу Шипало.

Обиженные лесниками мужики собрались у графского дома и требовали от лесничего свои топоры и пилы. Возмущались притеснениями лесников. Когда их требования не удовлетворились, они остались на месте, не отступали, требовали свое.

Помню, в середине зимы собралось много мужиков: и сельских, и деревенских. Они заполнили всю площадь перед домом лесничего- смотрителя. В это время лесник Ванька Шипало выстрелил в толпу из своего «Смит-Вильсона». Пуля попала в скулу Демиду Матвееву, пробила ее и осталась во рту. Раненого привезли в наш дом. Я видел его и пулю, которую извлекли изо рта. Этого было достаточно. Толпа мужиков бросилась к поленицам дров и поленьями выбила все окна этого большого графского дома. В выбитые окна было сброшено сотни кубометров дров.

Под осень, когда закончились полевые работы, многих мужиков нашего села и моего отца Данила Матвеевича забрали и отправили в Кудымкарскую тюрьму. А весной 1907 года, когда подкатило время осеннего сева, всех наших мужиков выпустили из тюрьмы.»

Сегодня в историческом здании расположены частный магазин, колхозная столовая и автоматическая телефонная станция. Благодаря этому осуществляется небольшой ремонт и уход за косметическим состоянием. Но этого недостаточно. Необходимо застеклить окна в мезонине, перекрыть крышу и использовать вторую половину (колхозную столовую) в течение всего года, а не только летом, чтобы комнаты отапливались и просушивались.

   Источники

 1. Белавин А.М. «Страницы истории земли Пермской».- Пермь, «Книжный мир», 2002г., С 33-42.

 2. Казаринова Н.В., Кантарович Г.Д. Архитекторы и архитектурные памятники Прикамья. Книжный мир.- Пермь, 2006 г. С 126.

 3. Кудрявцев Ю.А. «Отчет об экспедиции учащихся с. Нердва».- Нердва, 1993г. С 1-2.

4. Мухина В. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермское книжное издательство.- Пермь, 1976. С 26, 139.

 5.  Песков М.Д. «Воспоминания».- Свердловск, 1968г., С 14- 16.

 6. Материалы по истории поселения Фроловской сельской библиотеки.

 7. Материалы исторического музея Воскресенской школы.

 8. Материалы исторического кабинета Рождественской школы.

 9. Стрелкова А.Е 1912 г.р., жительница с. Воскресенска. Интервью от                 12.11. 2001 г.                                                                                               

 10.Югова А.Ф. 1924 г.р., жительница с. Воскресенска. Интервью от                      16.10.2007 г.                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»