В центре

Вселенной

 

Дюкова М, В.

 

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

РОЖДЕСТВЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

 

Административный центр – с.Рождественск
Общая площадь – 48575 га
Население, чел. – 2365 чел
Количество населен.пунктов – 22
Адрес администрации поселения – с.Рождественск, ул.Мира, 34
                                                             Карагайский район, Пермский край

 

 

                                                                                                                          

 

                                                                                                                      

 

 

 


 
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

Количество населенных пунктов 22
Количество памятников 15
в том числе 
архитектуры 6
истории 11
приходов 1 (Христо-Рождественский приход)
Государственные заказники 1
Протекает рек и ручьев 22
Обустроенных родников 8
Озера 6
Особо охраняемые природные объекты 
2
Животный мир На территории Пермского края около 400 видов животных
в том числе 
млекопитающие Кабаны, лоси, волки, лисицы, зайцы, рысь, выдры, бобры, медведи, енотовидные собаки, лесные куницы, горностаи, хорь, барсуки, норка, ласка.
пернатые Утки, глухарь, тетерев, куропатка, кулик, цапля, жаворонки, журавли, трясогузки, перепела, чибисы.
рыбы Плотва, окунь, налим, судак, голавль, жерех, щука, сом, карась, пескарь, ерш, уклейка, налим.
пресмыкающиеся Ящерицы, тритон
насекомые Жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, шмели и др.
Растительный мир Пихтово-еловые леса; около 1057 видов растений; некоторые виды отнесены к категории растений, состояние которых в природной среде требует особого внимания либо занесены в «Красную книгу Пермского края»: венерин башмачок пятнистый, любка двулистная, лилия волосистая (саранка), пальчатокоренник мясо-красный, адонис весенний, пион уклоняющийся, кубышка малая, ятрышник шлемоносный и др.

 
ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Наименование населенного пункта Наименование объекта
С.Рождественск Река Обва, протяженностью – 247 км, площадь бассейна – 6720 кв.км, острова, многочисленные родники; озера; памятник природы – Рождественский бор; часть территории Карагайского заказника; особо охраняемая «зеленая зона» - площадью 71,2 га; Вишневское местопроизрастание ятрышника шлемоносного – выдел 27 кв.22 Рождественского лесничества; Рождественское городище; Котельнический бор; Котельническое урочище; Рождественский обрыв – обрыв, поросший сосновым и хвойным лесом, на правом берегу реки Обвы от безымянного ручья 1,5 км ниже по течению вдоль реки, вглубь 100 м от уреза воды; рождественское место произрастания ириса сибирского – на правой надпойменной террасе р.Обва у с.Рождественское; Рождественское место произрастания кувшинки чисто-белой – у с.Рождественское на противоположном берегу р.Обва; Турлаиха – на правобережной надпойменной террасе р.Садиль; Тухтинский обрыв – обрыв, поросший сосновым и хвойным лесом, на правом берегу р.Обвы, выдел 10 кв.6 Рождественского лесничества;  березовая роща у школы; возможность сбора грибов, ягод, лекарственных трав; возможность организации охоты на водоплавающую птицу, зверя.
С.Воскресенск Особо охраняемая «зеленая зона» - площадью 39,4 га; реки Нердва, Большой и Малый Воим; возможность сбора грибов, ягод, лекарственных трав; возможность организации охоты на водоплавающую птицу, зверя.
Д.Фролово Часть территории Карагайского заказника; особо охраняемая «зеленая зона» - площадью 74,6 га; Фроловский обрыв – обрыв, поросший хвойным лесом, на правом берегу р.Обвы, в 1 км выше устья р.Сюрвы, протяженность – 1000 м вдоль реки, вглубь 100 м от уреза воды; пойма р.Сюрва; рябиновый парк; развитие художественного ремесла – туеса, изделия из бересты (мастерская народных промыслов Запеки С.Г); пимокатное ремесло – Авдеев В.Н.; возможность сбора грибов, ягод, лекарственных трав; возможность организации охоты на водоплавающую птицу, зверя.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА
предлагаемых услуг для потребителей туристской индустрии

Виды туризма Объекты посещения
1. Экскурсионный туризм а) исторические памятники
б) школьный музей
в) памятники архитектуры 
2. Экологический туризм а) природные объекты
б) памятник природы
3. Лечебно-оздоровительный туризм а) база отдыха
4. Спортивный и приключенческий туризм, охота, рыбалка а) водные и пешие маршруты
б) охотничьи хозяйства
в) рыболовные туры
г) сбор грибов, ягод, лечебных трав
5. Паломнический туризм Для православных:
а) крестный ход
б) святые источники
для мусульман:
в) Рождественское городище
6. Бизнес-туризм а) ярмарки
7. Сельскохозяйственный туризм а) посещение крестьянских подворий, ремесленников

 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1. с.Воскресенск

Село Воскресенск располагается в долине речки Воим, впадающей недалеко от села в р.Нердва, у подошвы большой горы – Золотухи. Название горы, как говорят старожилы, произошло от богатейших урожаев хлеба, которые здесь раньше собирали. К северу от Золотухи тянется другая гора – Тулолом.
В переписных книгах князя Гагарина отмечено, что с.Воскресенское свое современное название получило по церкви. После получения Жалованной грамоты Строгановыми на земли по Обве, Иньве и Косьве, село стало частью их владений. Строгановы построили здесь церковь, библиотеку и другие здания. В 1873 году в селе было открыто мужское одноклассное училище, на содержание которого ежегодно отводилось 320 рублей, из них 60 рублей законоучителю и 260 рублей учителю. При училище числилось 27 учащихся.
Известный пермский краевед и географ И.Я.Кривощеков отмечает, что в начале XIX века в Воскресенском работала полотняная фабрика по переработке волокнов льна. К концу XIX века в селе существовали две церкви (единоверческая и православная), волостное правление, земская станция. До наших дней здесь сохранился Дом с мезонином, бывшая контора Воскресенского вотчинного ведомства Г.А.Строганова.

2. с.Рождественск.

Первые поселения, близ современного села Рождественска впервые появляются в средние века. Центром их являлся, по предположению А.М.Белавина, один из крупных городов Волжской Булгарии - Древняя Афкула. Располагался город на левом берегу реки Обва (территория современного Рождественского археологического комплекса). При раскопках в разные годы здесь находили множества разных предметов. Археологические находки с этого комплекса имеются в Карагайском краеведческом музее, Пермском краеведческом музее и других.
При первой переписи Перми Великой в 1579 г погоста Верхне-Рождественского не существовало даже в зародыше, а по переписи 1623-24 гг, погост уже имел 21 пашенный двор и один двор пустой; при этом, погост Верхне-Рождественский в эти годы имел свой округ, к которому принадлежало 6 деревень и 4 починка, в том числе деревня Язьва (ныне село Козьмодемьянское) и деревня Карагай.
После 1640 года некоторые территории по реке Обва, в том числе и погост Верхний Рождественский, были отнесены к Соликамскому уезду. К середине XVIII века одна часть села, согласно «поданной от покойного барона Николая Григорьевича в государственную вотчинную коллегию в 1762 г челобитной», досталась Сергею Николаевичу Строганову, а потом Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому, другая – «Сюрвенская сотня» Григорию Николаевичу Строганову, а затем – Ивану Лазаревичу Лазареву. Так село стало центром одновременно двух волостей: Рождественской и Александро-Рождественской, границей между ними служила церковь, расположенная в центре села. Обе волости занимали большие площади и состояли из множества ближайших деревень. К Александро-Рождественской волости относились те населенные пункты, которые были расположены за рекой, к Рождественской волости - деревни и погосты, расположенные на левом берегу Обвы. Каждая волость делились на несколько обществ. Крестьяне Лазаревых отрабатывали повинности на Чермозском заводе, а Всеволожских - на Пожевском.
В конце XIX века в Рождественском насчитывалось 39 дворов, церковь православная (построенная на средства Лазаревых и Всеволожских в 1800-1822 гг),  смешанное одноклассное училище (открытое в 1871 г), две конные ярмарки. Учитывая тот факт, что село делилось на две половины, сведения о количестве дворов могут быть ошибочными. Можно предположить, что сведения за 1869 год взяты только по одной волости.
Ежегодно в селе проводились ярмарки: первая - с 29 августа по 9 сентября, а вторая - с 18 по 25 декабря. По описанию И.Я.Кривощекова ярмарки были «замечательные по значительному выбору приводимых для продажи лошадей» . Лошади для Рождественской ярмарки выращивались в деревне Кузнецова Рождественской волости: «по описанию Пермской губернии бароном Штиглицем говорится, что жители занимались выкармливанием обвинок и еще в деревне Казанцевой. Прежде в пределах Рождественской и других приобвинских волостей, обвинок разводилось много, но в 1816-24 гг граф Аракчеев скупил множество жеребцов для Новгородских военных поселений, уплачивая за каждого по 200-600 рублей ассигнациями, чем разведение обвинок сильно подрывалось и только благодаря отказу г.губернатора Рыхлевскаго в 1825 г, вывод обвинок из пределов Пермской губернии прекратился». В своей работе краевед призывал местные власти «оказать содействие к улучшению скотоводства – лошадей и рогатого скота в уезде путем устройства случных пунктов и поддержать вымирающую породу обвинок».
Для успешной торговли местные жители в 1896 г организовали Рождественское общество потребителей, были построены две торговые лавки и казенная винная. Кроме торговли, население обеих волостей занималось земледелием и имело отхожие заработки в Добрянском и Чермозском заводах.

 

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

№ п/п Наименование объекта Местонахождение объекта Подчиненность, форма собственности, статус Год основания, открытия, реставрации, освящения и т.д. Краткое описание Срок необходимых мероприятий по улучшению состояния объекта Примечание
1. Церкви, храмы, усадьбы
1 Церковь Рождества Христова (Свято-Троицкая церковь) С.Рождественск  Региональный Церковь деревянная уже была в 1715 г. (существовала до нач. 19 в.). Взамен её в 1800 г. заложена каменная. Построена в 1822 г. Освящена 15.01.1822 г. (тёплый придел). Сооружена на средства помещиков Лазаревых и Всеволожских. Не действовала с 1937 г. Закрыта 27.06.1939 г. и отдана под клуб. Вновь открыта в 1990 г.  В настоящее время часть здания реставрируется, другая часть – в неудовлетворительном состоянии  Необходима спонсорская помощь для полной реставрации
2 Воскресенская церковь (Богородице-Казанская церковь) С.Воскресенск региональный 1732 г Первая церковь –  деревянная – построена в 17 в. (в 1806 г. была ветхой). Взамен её в 1832 г. воздвигнута каменная. Сооружена на средства графа Г. А. Строганова. Закрыта 10.10.1940 г. и отдана под склад. Состояние неудовлетворител.  Недействующая
3 Часовня Иконы Божьей матери, именуемой «Отрада и утешение» Д.Старково  Построена в 2006-2007 гг. на средства пермского предпринимателя Пирогова Игоря Николаевича, местного уроженца. Автор проекта - архитектор Пермской Епархии Вожженников.  Состояние хорошое  По состоянию на январь 2008 не действует.
4 Особняк (каменный толстостенный дом с мезонином) графского управляющего строгонавскими имениями
Березина В.В.
 С.Воскресенск региональный XIX – нач.XX вв.
До революции здесь жил графский управляющий Березин Василий Васильевич. Он ведал графскими лесами и землями. Состояние удовлетворительное  
5 Контора управления графскими строгановскими имениями XYIII-XX вв.
 С.Рождественск  XYIII-XX вв. Состояние удовлетворительное, в настоящее время здесь расположены магазин и контора Гослесничества  
6 Часовня в д.Подволошино близ д.Фролово.  Д.Подволошино близ д.Фролово  Точное время строительства неизвестно. Во время переписи 1858 года уже была действующей. разрушена  


3. Археологические памятники
1 Рождественский археологический комплекс, который состоит из:
1) Рождественского городища
2) Рождественского могильника
3) Филипповского городища
4) языческий некрополь В 1 км от с.Рождественск  н.X - к.XIV в. Археологический комплекс. Родановская культура. Один из наиболее крупных средневековых городищ Пермского края. Административный центр колонии Верхняя Булгария, созданной на землях коми-пермяков волжскими булгарами  Регулярные археологические исследования начались в 1980-1990 гг. Раскопки ведутся до сих пор Камской археолого-этнографической экспедицией Пермского государственного педагогического университета под руководством Н.Б.Крыласовой и А.М.Белавина.
2 Рачевское городище В 2 км от с.Воскресенска  XI-XIY вв. Памятник археологии, заселенный в. древним народом коми.  

4. Объекты экологического туризма
№ п/п Наименование объекта Местонахождение объекта Подчиненность, форма собственности, статус Площадь земельного участка, га Краткое описание  Примечание
1 Памятник природы – Рождественский бор близ с.Рождественск Ботанический природный резерват 183 га Создан 28.04.1981 г  
2 Бассейны рек Обва, Сюрва, Нердва Территория поселения  р.Обва – 247 км;
р.Сюрва,
р.Нердва.   
3 Озера За р.Обва, близ д.Тухта     
4 Охотничья заимка д.Исаково   исток р.Сюрва. Есть баня, домик  
5 Охотничьи хозяйства:
«Лось»;
«Карагайское»;
«Богоявленское»;
«Кэлми»;
«Шумихинское» и др. На территории поселения Частные охотпользователи    
 

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ

1) Рождественский археологический комплекс
Рождественский археологический комплекс занимает несколько выступов коренного левого берега р.Обвы в 1300-1900 м к юго-западу от центральной части с.Рождественск. Кмплекс включает в себя Филипповское (малое) и Рождественское (большое) средневековые  городища, мусульманский домонгольский могильник, примыкающий к восточной части оборонительных сооружений большого городища, и обособленный от него средневековой языческий некрополь. В состав комплекса также включается Волгиинское святилище (клад), находившееся в 3,5 км к северо-западу от Рождественского городища в верховьях ручья Лаштовка, левого притока р.Обвы (клад был найден в 1851 г).
Рождественское городище представляет собой центральную часть комплекса. Второе его название – Постаноговское (происходит от починка Постаногово, расположенного с XVI-XVII вв в 300-500 м к востоку от восточной оконечности вала городища, на территории Рождественского могильника. В начале XIX в починок превратился в деревню, которая просуществовал до середины XX столетия). Это одно из наиболее крупных средневековых городищ Пермского края. С площадки городища открывается великолепный вид на широкую правобережную обвинскую пойму, ширина обзора до 10-15 км, с юга обзор ограничивает Обвинская возвышенность, до которой от с.Рождественск около 30 км. Площадка имеет перегиб, который делит ее на восточный и западный склоны, и горизонт обзора с любого края площадки ограничен этим перегибом, полностью площадку можно обозревать лишь с центральной, наивысшей точки вала. Конструкция производственных сооружений и состав материала городища свидетельствуют о том, что большинство ремесленников были выходцами из Волжской Болгарии. Раскопки показали, что, вероятно, внутри городища располагались наиболее ценные для его обитателей мастерские, кладовые и т.п., а жилые сооружения были вынесены за пределы укреплений.
Филипповское городище получило свое название по д.Филипповой, которая находилась примерно в километре к западу от указанного городища. Филиппвоское городище отделено от Рождественского глубоким Шиловским логом, шириной 50-150 м. Его склоны имеют выходы известняка, в настоящее время он порос ельником. Поражают акустические свойства этого лога, на площадке Филипповского городища, в особенности на ее северной оконечности и на валу, прекрасно слышны разговоры, ведущиеся на западной части площадки Рождественского городища.
За восточным, так называемым Постаноговским, логом Рождественского городища уступ коренного берега плавно изгибается к северу, образуя три мыса, разделенных небольшими логами. На ближнем к городищу некогда находился мусульманский могильник, на третьем – языческий некрополь комплекса (на 500 м восточнее городища). Этот мыс в XVII-XIX вв был занят жилыми постройками д.Постаногово, которые нанесли значительный ущерб могильнику. Площадь Рождественского некрополя X-XIII вв составляет около 3,5 га. С учетом плотности размещения захоронений можно думать, что здесь было погребено около 8,5 тыс.человек.
Многочисленные исследования Рождественского археологического комплекса позволяют ассоциировать его с известной по средневековым письменным источникам "касабой Афкула" (Афкула – "Поворотная крепость" – место, до которого ходили торговые караваны из исламской Волжской Булгарии. Вместе с товарами в Пермское Предуралье купцы, ремесленники и воины несли и свою веру – ислам. Таким образом, древняя Афкула – точка первоначального вхождения ислама в Пермское Предуралье). Данная версия никем из специалистов не оспорена. Одним из доказательств нахождения в данном месте мусульманской общины является найденный мусульманский могильник. Практически все захоронения, все лица похороненных людей обращены на Мекку до такой степени точно, что вот современными методами только можно было бы определить. Но уже в 9-10-й века позволяли, в том числе, вот такие азимуты определять и направления определять. То есть, была высокая культура, высокое общение, разновекторное, разнонаправленное. Здесь жили достаточно большое количество мусульман, которые имели самые тесные отношения и с Волжской Булгарией и с арабским миром. Еще в 1772 году капитан Рачков, когда совершал свою Камчатскую экспедицию, впервые в русской историографии описал это городище, эту местность. И когда он описывал, то говорил о том, что присутствуют тесаные белые камни, а в этой окрестности белых камней нету, и зеленая черепица, из чего можно было сделать вывод о том, что существовало и культовое сооружение мусульманское. Других доказательств, что здесь была мечеть нет. Найти мечеть не самоцель археологов.
2) Рачевское городище
Рачевское городище расположено в двух километрах от с. Воскресенска.  Исследовано в 1994-  1996 гг. учащимися Нердвинской школы под руководством Мокрушина В.П., научного руководителя, преподавателя Пермского государственного университета, Кудрявцева Ю.А., учителя- исследователя, в составе Камской археологической экспедиции.  Памятник археологии, заселенный в XI- XIY вв. древним народом коми. Среди находок  фрагменты глиняной посуды, включая красноглиняную, булгарскую, на гончарном круге, изделия из меди: пронизки, подвески. Встречаются железные предметы: наконечники стрел и копий, фрагмент замка, ключи, обломки ножей. Костяные вещи: заготовки рукояток ножей, наконечники, огнива для кресал, льячки, каменные зернотерки. Стеклянные бусы булгарского производства, изделия из золота.
Городище вправе рассматривать как торгово- промышленную колонию, принадлежавшую выходцам из Волжской Булгарии.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ

1) Обелиск героям гражданской войны в центре с.Рождественск. 7 марта 1919 года состоялись похороны сорока четырёх бойцов Рождественского отряда, 21-го Мусульманского и 61-го Рыбинского полков на центральной площади села Рождественск. На братской могиле сооружён обелиск.
2) На площади в центре д.Осетры в 1967 г. установлен памятник на братской могиле красноармейцев, погибших в 1919 г.
3) Обелиск героям гражданской войны - Неволину Ивану Павловичу, юноше-разведчику из села Нердва, который вместе со своими товарищами остался прикрывать отход своего отряда, но был схвачен и расстрелян белыми у моста через речку Войм в центре села. Предположительно было установлено место могилы и сооружен небольшой металлический обелиск с ограждением и надписью: «Неволин Иван Павлович».
4) Братские могилы воинов 21 Мусульманского полка Красной армии: 1) в километре от села Рождественска, возле дороги, ведущей на станцию Григорьевская; 2) возле деревни Коновалово. На могилах сооружены памятники. Фамилии павших бойцов не установлены.
5) Братское захоронение участников гражданской войны в центре села Воскресенска, рядом с церковью.
6) Памятник колхозному движению, подвигу женщин-трактористок в годы Великой Отечественной войны.
7)  Памятники участникам Великой Отечественной войны в с.Рождественск, с.Воскресенск, д.Фролово. 
 
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

1. Церковь Рождества Христова (Свято-Троицкая церковь)
В Чердынских писцовых книгах Кайсарова (1623-1624 гг) говорится, что в погосте Верхнем Рождественском, на реке Обве есть храм Рождества Христова, «а в храме образцов местных: образ Рождества Христова, середняя пядница, прикладу гривна, да у Спаса гривна басменная, серебряная, золочена, двери царские и де – Иисус на красках, пречистая запрестольная, на красках; да книг: евангелие напрестольное, письменное в полдесть; евангелисты медные, апостол и минея общая, печать московская, псалтырь письменная, часовник печать литовская, шестодневник в полдесть. Да у церкви дв. попа Феодосия Трифонова, дв.дьячка Ивашка Федосеева, дв.пономоря Сеньки Никитина, дв.просвирницы Анны. Пашни пахатные, церковные земли 4 чети. В погосте числится 33 чел. м.пола» .
Старая церковь сгорела от «нечаянного запала» в апреле 1783 г. Службы, с момента пожара, проходили в старой холодной Троицкой церкви. Но и та «пришла в содержание ветхости, в котором напред сего божественный литургии по холодности и, особенно в зимнюю пору отправляема была с крайнюю нуждою да и впредь отправлять безнадежно». Крестьяне обратились к господам Всеволоду Андреевичу Всеволожскому и Ивану Лазаревичу Лазареву с просьбой построить новую церковь каменную или деревянную и выделить для этой цели необходимого леса. Новая церковь была заложена в 1800 году на средства г.г. Лазаревых и Всеволожских.
Строительству храма предшествовали работы по постройке  кирпичного сарая с караульной избушкой. На эти цели были выделены лес, кирпич и глина. В материалах архива есть сведения о том, что в добыче и привозе леса участвовало 19 человек, а на изготовке кирпича было занято гораздо больше народу, при этом были задействованы женщины и девочки. Камень для фундамента храма был найден в разных местах от села. Для его заготовки было выделено 30 местных крестьян, «которые ничем другим кроме того незаняты». Гвозди на строительство церкви были закуплены на Елизавето-Нердвинском заводе.
10 марта 1800 г, после проведения предварительных работ по строительству церкви, Лазаревы и Всеволожские обратились к Епископу Пермскому и Екатеринбургскому Иоанну с просьбой выдать резолюцию на построение трехпрестольной каменной церкви. Разрешение епископа поступило 31 октября 1800 г и, вскоре, для закладки церкви из Соликамской консистории, были направлены иереи Семен Указов и Яков Идиаков,  протоиерей Ефим Охридив.
Построить каменную церковь предполагалось на старом месте, на левом берегу Обвы, «так как нет другого свободного места». Имя архитектора церкви неизвестно, но сохранились некоторые сведения о плане постройки церкви, по которой здание должно было состоять из трех приделов. Холодный придел планировалось назвать во имя Жидоначальной Архитроицы (Святой Троицы), теплый – во имя Рождества Христова, третий, также теплый – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1818 году крышу церкви уже покрыли железом. В ноябре 1821 г Августину епископу Пермскому и Екатеринбургскому от г-д Лазаревых и Всеволожских было направлено прошение «на освящение означенного храма во имя Рождества Христова дать Архиепископское Ваше благословение» ввиду окончания строения церкви. 15 января 1822 года был освящен лишь один теплый предел с южной стороны.
На убранство церкви Лазаревы и Всеволожские не пожалели денег. На средства Пожевского завода производилось «золочение иконостава и написание святых образов для Рождественской церкви», а на Макарьевской ярмарке на сумму 1746 руб.38 коп. были приобретены разные вещи и церковная утварь. Всего на убранство и доработку церкви потрачена огромная по тем временам сумма, которая была поровну поделена между Лазаревыми и Всеволожскими.
В штате Рождественской церкви в начале XX века состояло 2 священника (Всеволод Николаевич Синявин 34 лет окончил Вологодскую духовную семинарию и Константин Иоаннович Зеленцов 35 лет окончил 3 класса Рязанской духовной семинарии), 1 дьяк и 2 псаломшика.  Церковь насчитывала 7151 прихожан из 55 деревень.
Следует отметить, что наряду с православной церковью в селе существовала и единоверческая церковь. Согласно рапорта приказчика Ивана Десятова от 1 марта 1833 года, здание деревянной единоверческой церкви в селе требовало срочного ремонта. В 1837 году по распоряжению Пермской Духовной Консистории в с.Рождественск был направлен архитектор для освидетельствования ветхости единоверческой деревянной церкви. Последующая переписка показала, что церковь не была восстановлена, а крестьяне с.Рождественска посещали службы сначала Паздниковской единоверческой церкви, а потом, ввиду ее ветхости – Воскресенской.

2. Церковь Воскресения Христова в с.Воскресенское.
В переписных книгах 1715 г есть запись: «Село Воскресенское – Нердва, в нем церковь деревянного строения Воскресения Христова, при ней поп Никита Анисимов Теплоухов, дьячек, пономарь, сторож и просвирня».
В.Н.Шишонко в своем труде конца XIX века отмечал: «Когда же основана первая здесь церковь и учредился приход, с точностью – неизвестно, хотя, несомненно, и то, что во второй половине XVIII века здесь была уже церковь. Церковь сия существовала до 1800 года. В 1801 г … освящена была новая деревянная же церковь, которая и ныне существует, обращенная в единоверческую, по просьбе преосвященного Аркадия и по согласованию владельца, при содействии управляющего его г.Сивкова». Выходит, что в селе существовало две церкви: одна - православная, другая - единоверческая. Об этом же свидетельствуют архивные источники, в данном случае это записка священника Воскресенской единоверческой церкви Василия Чечулина от 23 августа 1846 г о том, что воскресные и праздничные службы в церкви посещают крестьяне села Рождественского.
В.Н.Шишонко в «Историко-статистическом описании низших учебных заведений…» так же отмечает, что в с.Воскресенском каменная церковь была построена в 1732 г на средства графа Строганова. П.Ершов при составлении Адрес-календаря Пермской Епархии за 1909 год утверждает, что церковь каменная была построена в 1832 г. Как видим, дата основания каменной церкви имеет два разных варианта: 1732 и 1832 гг. Известный публицист А.С.Терехин утверждает, что каменная церковь была возведена крепостным архитектором Трофимом Тудвасевым, известного своими многочисленными постройками на Верхней Каме. По мнению автора им были возведены каменные церкви не только в с.Воскресенское, но и в с.Нердва, а также другие строения в в селах Купрос и Таман, в Усолье. Большинство его творений приходится на 20-60-е годы XIX века. Отсюда следует, что каменная церковь в с.Воскресенском была возведена в 1832 г.
Церковь имела три престола: первый – Воскресения Христова, второй – Казанской Божьей матери и третий – Святого Григория Богослова. В штате состояли 1 священник, 1 дьяк и 1 псаломщик. Многие каменные церкви, заложенные в конце XVIII в – начале XIX в, строились по плану, так называемых «образцовых» проектов, в которых варьировались только декор колоколен и завершение купола с непременными портиками с трех сторон. При этом все проекты сохраняли рисунок плана и соотношение масс. Один из таких проектов лег в основу Воскресенской церкви, строившейся более тридцати лет (1800-1832). План «кораблем» здесь выражен достаточно ярко, портики придали всему сооружению единство, компактность, подчеркнули главные оси. Упраздненная трапезная, и, вместе с тем, сохранение принципа продольной композиции: к основному объему по продольной оси добавлены два «шага». Таков проект церкви и в с.Юрическом.
Церковь была закрыта в 1937 году. По воспоминаниям старейших жителей села Евдокии Леонтьевны Желтовских и Александры Егоровны Стрелковой, в одну из ночей 1937 года жители близ лежавших домов увидели отблески огня в окнах храма. Те, что оказались посмелее, решили посмотреть, что происходит внутри, картина оказалась ужасной: сложенные в огромные костры горели иконы и церковные книги. После были сброшены и отправлены на переплавку церковные колокола. Часть сохранившихся икон, церковной утвари и оборудования долгое время хранили в своих сараях, на чердаках и в подвалах воскресенцы в надежде на возрождение церкви. Кресты на вершинах куполов снять никто не смог, один из них возвышался над церковью до 1990 года, пока не рухнул вниз вместе с прогнившим куполом.
Сейчас церковь находится в плохом состоянии и, к сожалению, не восстанавливается.


3. Особняк (каменный толстостенный дом с мезонином) графского управляющего строгонавскими имениями Березина В.В.
Дом управляющего Воскресенскими имениями графов Строгановых, расположенный в центре села Воскресенск. Стремление к большой пластической выразительности при сохранении стилистической традиции проявляется в проекте этого здания, оно является «образцовым» среди подобных ему зданий, построенных крепостным архитектором Т.Тудвасевым. По одному проекту, например, были построены мирские земства в селах Купросском и Козьмодемьянском. В этих небольших сооружениях мезонин, опирающийся на четырехколонный портик, приобретает новое звучание, и устойчивая вертикаль «крыльцо – портик – мезонин» придает всему сооружению укрупненный масштаб. Правда, примененные по инерции крупные грановитые русты углов мезонина несколько противоречат основной идее, но тем отчетливее прослеживается стремление к большей типизации решений. Компактность планов, редкое использование портиков, крупных членений фасада и т.д. говорят о подчеркнуто рационалистическом подходе, нередко приносившем в жертву даже чистоту композиции, так чтимую архитекторами классицизма.

Дата последнего обновления страницы 06.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»